Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

«Математические модели» 7 класс

Тема «Математические модели»

7 класс (УМК Л.Л. Босовой)

Цели урока:

§ систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

§ расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;

§ дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях.

Задачи:

Образовательные:

§ закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях;

§ систематизация полученных знаний.

Развивающие:

§ развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

§ воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока:урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке:самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы:словесный (рассказ),наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

§ Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

§ Презентация 7_2.4 «Математические модели».

Основные понятия:

§ модель,

§ информационная модель,

§ знаковая информационная модель,

§ математическая модель.

Ход урока

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала

1.Обсуждаются вопросы:

• Что такое модель?

• Что такое моделирование?

• Какие модели называют натурными?

• Какие модели называют информационными?

• Какие существуют виды информационных моделей?

• Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

• В каких случаях вместо текстовых описаний лучше использовать списки

(нумерованные, маркированные, многоуровневые)?

• Почему естественный язык не всегда пригоден для создания информационных

моделей?

2. Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. Модели, включающие набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте, называют…(информационные)

2. Объект, который используется в качестве «заместителя» другого объекта с определенной целью (модель)

3. Описание предмета, рассказ о явлении, событии – это … модели (словесные)

4. Кукла, плюшевый медвежонок, глобус – это…. модели(натурные)

5. Формула площади прямоугольника, текст – это … модели (знаковые)

6. Рисунки, фотографии – это … модели (образные)

7. Карта, график, таблица, схема – это … модели (смешанные)

8. Процесс создания и использования моделей (моделирование)

2) Объяснение нового материала: Математические модели. § 2.4.

(Сопровождается показом презентации 7_2.4_Математические модели»)

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Метод моделирования дает возможность применять математический аппарат к решению практических задач. Понятия числа, геометрической фигуры, уравнения, являются примерами математических моделей.

К методу математического моделирования в учебном процессе приходится прибегать при решении любой задачи с практическим содержанием. Чтобы решить такую задачу математическими средствами, ее необходимо вначале перевести на язык математики (построить математическую модель). (Слайды 2-5)

Рассмотрим примеры приведения решения конкретной задачи к математической модели.

Слайды 6: Нужно определить площадь поверхности стола.

Слайды 7 и 8: Через иллюминатор затонувшего корабля требуется вытащить сундук с драгоценностями.

Слайд 9: Вычислить количество краски для покрытия пола в спортивном зале.

Слайд 10: Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу – за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через две трубы?

Слайд 11: На шоссе расположены пункты А и В, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А со скоростью 50 км/ч.

Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта А через t часов.

Вот так обычно применяется математика к реальной жизни.

3) Физкультминутка.

§ Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

§ Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

§ Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

§ Продолжительность 1-2 минуты.

(Проводится физкультминутка для глаз.)

4) Практическая работа.

Составить математические модели для ситуаций: (Слайд 12.)

1). У Миши x марок, а у Андрея в полтора раз больше. Если Миша отдаст Андрею 8 марок, то у Андрея станет марок вдвое больше, чем останется у Миши.

2). Во втором цехе работают x человек, в первом – в 4 раза больше, чем во втором, а в третьем — на 50 человек больше, чем во втором. Всего в трех цехах завода работают 470 человек.

3). Первое число равно x, а второе на 2,5 больше первого. Известно, что 1/5 первого числа равна 1/4 второго.

Ученики самостоятельно составляют математические модели, а затем выполняется проверка решения (Слайд 12).

1) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: было у Миши х марок; у Андрея 1,5х. Стало у Миши х-8, у Андрея 1,5х+8. По условию задачи 1,5х+8=2(х-8).

2) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: во втором цехе работают x человек, в первом – , а в третьем — х+50. По условию х+4х+х+50=470.

3) Математической моделью решения этой задачи являются следующие зависимости между исходными данными и результатом: первое число х; второе х+2,5. По условию задачи х/5=(х+2,5)/4.

Математические модели бывают не только алгебраические (в виде равенства с переменными, как в разобранных выше примерах), но и в другом виде: табличные, графические и другие. (Слайд 13).

5) Домашнее задание

2) § 2.4 (стр. 54-58); №№ 1, 2, 3, 4 (стр. 57) в тетради (Слайд 14)

6) Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая — Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
  • Желтая — Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красная — Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Литература

1.Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 229 с.: ил.- ISBN: 978-5-9963-0092-1..

2.Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 320 с.: ил.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации