Сказка как литературный жанр

Автор публикации:
Исакова Елена Викторовна
Город (населенный пункт):
г. Пермь

Тема: Сказка как литературный жанр.

Технология: проектная деятельность учащихся.

Класс: 5.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о сказке как жанре.

Развивающие:

Учить умению сравнивать и анализировать литературный материал, работать со справочной литературой.

Развивать творческие способности в работе в группах, умение определять свою роль в группе.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, учебник "Русская литература 5 класс".

Подготовка к уроку

Первый этап:

распределение учеников класса на проектные группы: "Аналитики", "Экспериментаторы", "Иллюстраторы", "Исследователи".

Второй этап:

получение задания каждой из групп, выбор каждым участником проектной группы поля деятельности, поиск и отработка материала.

1.Орг. момент

2.Создание проблемной ситуации и формулировка целей проекта.

Накоплен большой материал по теме "Сказка". Для того чтобы умело использовать информацию нужно научиться ее систематизировать.

- Какие формы систематизации мы можем предложить. (таблица, памятка, игра).

- Выбираем опорные схемы. Таким образом, мы сформулировали цели и задачи проекта.

3. Подготовка к созданию проекта.

"Мозговой штурм" – дети предлагают свои идеи. "Аналитики"отбирают наиболее подходящее.

В результате на доске появляется заготовка будущего проекта.

(слайд 1)

4. Основной этап создания проекта

- "Аналитики" выбирают из предложенных трех формулировок одну верную.

Предлагаемые формулировки:

-Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

-Сказка – это научно – фантастическое произведение.

-Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Обоснуйте свой выбор.

Группа №2 "Экспериментаторы" работают по классификации сказок по разным признакам. Из предложенных отрывков они выбирают сказке по авторству и по видовым особенностям.

Предложенные отрывки.

№1

Воротился Иван – царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.

- Ква-ква, Иван – царевич, - говорит лягушка- квакушка, - что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово не ласковое?

- Как мне не печалиться! – ответил Иван царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай белого мягкого хлеба ….

- Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка лучше спать – почивать: утро вечера мудренее!...(русская народная сказка "Царевна – лягушка).

№2

Однажды медведь прогуливался по лесу. Идет, идет и вдруг летит тетерева. И прямо медведю в рот и влетела: он рот-то разинул, когда шел. Медведь скорей схватил ее, сдавил челюстями и идет дальше. Доволен, что будет ему чем отобедать, закусить.

Тут идет кума Лиса Патрикеевна….

(сказка о животных "От куда ветер")

№3

Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: " Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего- нибудь поесть".

А старуха в ответ: "Вот там на гвоздике повесь".

-"Аль ты совсем глуха, что не чуешь?"

-"Где хошь, там и ночуешь".

-"Ах ты старая ведьма, я те глухоту-то вылечу!" И полез было с кулаками.:"Подавай на стол!"

– " Да нечего родимый". – " Вари кашицу!" -"Да не из чего, родимый!" – " Давай топор; я из топора сварю".

("Каша из топора").

№4

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

"Дай, - сказала наконец,-

Осмотрю я наш дворец".

(В.А.Жуковский "Спящая царевна")

В результате в группе №2 появляются признаки классификации: по авторству и видовым особенностям.

Группа №3 "Иллюстраторы" работают над признаками волшебной сказки. В качестве примера они рассматривают сказку "Иван – крестьянский сын" (стр 47-56 "Русская литература"под ред. М.Г. Беловой).

В отличие от первых двух групп "Иллюстраторы" рисуют условные обозначения признаков волшебной сказки.

(слайд 2)

Группа №4 "Исследователи"рассматривают репродукцию картины В.М.Васнецова "Иван царевич на сером волке", составляют мини зарисовку- сочинение (с использованием сказочных слов и выражений), предварительно повторив анализ сказки "Царевна – лягушка" (стр. 36-37).

В результате работы 4 групп появляются схемы.

(слайд 3-4)

№5. Этап испытания проекта

- Итак, у нас получились 3 опорных схемы для составления сообщения о сказке как жанре.

- Испытание созданного проекта будет проводить по одному представителю из каждой группы.

"Испытатели" рассказывают о сказке по опорным схемам.

№6. Итог урока. Рефлексия.

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности встретились?

- Что тебе было интересным?

- Чему научила работа в группе?

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации