Сказка как литературный жанр
Тема: Сказка как литературный жанр.
Технология: проектная деятельность учащихся.
Класс: 5.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизировать знания детей о сказке как жанре.
Развивающие:
Учить умению сравнивать и анализировать литературный материал, работать со справочной литературой.
Развивать творческие способности в работе в группах, умение определять свою роль в группе.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русская литература 5 класс».
Подготовка к уроку
Первый этап:
распределение учеников класса на проектные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».
Второй этап:
получение задания каждой из групп, выбор каждым участником проектной группы поля деятельности, поиск и отработка материала.
1.Орг. момент
2.Создание проблемной ситуации и формулировка целей проекта.
Накоплен большой материал по теме «Сказка». Для того чтобы умело использовать информацию нужно научиться ее систематизировать.
— Какие формы систематизации мы можем предложить. (таблица, памятка, игра).
— Выбираем опорные схемы. Таким образом, мы сформулировали цели и задачи проекта.
3. Подготовка к созданию проекта.
«Мозговой штурм» – дети предлагают свои идеи. «Аналитики»отбирают наиболее подходящее.
В результате на доске появляется заготовка будущего проекта.
(слайд 1)
4. Основной этап создания проекта
— «Аналитики» выбирают из предложенных трех формулировок одну верную.
Предлагаемые формулировки:
-Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
-Сказка – это научно – фантастическое произведение.
-Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Обоснуйте свой выбор.
Группа №2 «Экспериментаторы» работают по классификации сказок по разным признакам. Из предложенных отрывков они выбирают сказке по авторству и по видовым особенностям.
Предложенные отрывки.
№1
Воротился Иван – царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван – царевич, — говорит лягушка- квакушка, — что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово не ласковое?
— Как мне не печалиться! – ответил Иван царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай белого мягкого хлеба ….
— Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка лучше спать – почивать: утро вечера мудренее!...(русская народная сказка «Царевна – лягушка).
№2
Однажды медведь прогуливался по лесу. Идет, идет и вдруг летит тетерева. И прямо медведю в рот и влетела: он рот-то разинул, когда шел. Медведь скорей схватил ее, сдавил челюстями и идет дальше. Доволен, что будет ему чем отобедать, закусить.
Тут идет кума Лиса Патрикеевна….
(сказка о животных „От куда ветер“)
№3
Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: » Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего- нибудь поесть".
А старуха в ответ: «Вот там на гвоздике повесь».
-«Аль ты совсем глуха, что не чуешь?»
-«Где хошь, там и ночуешь».
-«Ах ты старая ведьма, я те глухоту-то вылечу!» И полез было с кулаками.:«Подавай на стол!»
– " Да нечего родимый". – " Вари кашицу!" -«Да не из чего, родимый!» – " Давай топор; я из топора сварю".
(«Каша из топора»).
№4
Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец,-
Осмотрю я наш дворец».
(В.А.Жуковский «Спящая царевна»)
В результате в группе №2 появляются признаки классификации: по авторству и видовым особенностям.
Группа №3 «Иллюстраторы» работают над признаками волшебной сказки. В качестве примера они рассматривают сказку «Иван – крестьянский сын» (стр 47-56 «Русская литература»под ред. М.Г. Беловой).
В отличие от первых двух групп «Иллюстраторы» рисуют условные обозначения признаков волшебной сказки.
(слайд 2)
Группа №4 «Исследователи»рассматривают репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван царевич на сером волке», составляют мини зарисовку- сочинение (с использованием сказочных слов и выражений), предварительно повторив анализ сказки «Царевна – лягушка» (стр. 36-37).
В результате работы 4 групп появляются схемы.
(слайд 3-4)
№5. Этап испытания проекта
— Итак, у нас получились 3 опорных схемы для составления сообщения о сказке как жанре.
— Испытание созданного проекта будет проводить по одному представителю из каждой группы.
«Испытатели» рассказывают о сказке по опорным схемам.
№6. Итог урока. Рефлексия.
— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
— Какие трудности встретились?
— Что тебе было интересным?
— Чему научила работа в группе?