НОД в старшей группе на тему: «Откуда хлеб пришел?»

Автор публикации:
Сигида Лариса Ивановна
Город (населенный пункт):
г. Лиски, Воронежская область

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи: Обогатить познавательный опыт детей. Сформировать систему знаний детей о производстве хлеба. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии. Развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели. Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Воспитывать уважение к труду взрослых(хлеборобов, пекарей, водителей и других),бережное отношение к хлебу.

Материалы: мольберт, картины из серии « Выращивание хлебороба», картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба, посылка с хлебобулочными изделиями, мяч, схема « откуда пришел хлеб».

Предварительная работа: Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказа М.Глинской «Хлеб»,М.Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную.

Ход НОД

1.Игровой сюрпризный момент.

В группу приносят посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия. Воспитатель. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет.»(Хлеб)

Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

2.Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

-назови хлеб ласково(хлебушек)

-крошки хлеба какие? (хлебные)

-квас из хлеба как называется? (хлебный)

-прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

-посуда для хлеба? (хлебница)

-кто выращивает хлеб? (хлебороб)

-кто печет хлеб? (хлебопек)

-назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

-как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо играли.

А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол?

-может, он на дереве вырос?

-может на грядке?

3.Беседа: «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Вставляет картину: «На поле».

-куда мы пришли? (на поле)

-что мы видим? (трактор пашет землю)

- для чего он это делает? (чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности).

-землю вспахали, а потом что делают в поле?

Воспитатель показывает картину, где люди сеют зерна.

-а что нужно для того. Чтобы зерна проросли? (солнце, вода, удобрения)

-солнышко согрело зерна. дождик полил, люди удобрили поле. И зерна превращались во что? (в колосья)

Дети рассматривают следующую картину.

-что здесь изображено?(комбайн убирает пшеницу.)

-а что дальше делает с колосьями?(достает зерна-молят. Это делает специальная машина).

-а из муки?(замешивают тесто и пекут хлеб и хлебобулочные изделия)

4. Психогимнастика.

Воспитатель. Представьте , что мы на поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю вас в землю ( присядьте).Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли ,росли и стали колосками(медленно поднимают руки).Колоски тянутся к солнышку(почувствуйте напряжение в руках).Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабтесь , опустите голову, руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).Ну вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).А теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!

5.Рассказ детей по схеме « Откуда хлеб пришел?»

Схема: сеют зерна, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие проблемы вопросы:

-кто сеет хлеб?

-труден ли труд хлебопашца?

-как получают муку?

6. Игра «Что нужно для работы хлебороба?»

Воспитатель: Кто выращивает хлеб? Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

Откуда сельские жители взяли технику? Есть ли у них большие заводы по производству и выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?

Воспитатель формирует вывод о взаимосвязи города и села.

7.Игра «Кто больше назовет»

Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал, выбывает из игры.

8.Анализ ситуации «Как обращаться с хлебом»

Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом .Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.

Воспитатель делает вывод о том ,что хлеб является одним из главных продуктов питания .В его производстве участвуют многие люди.

Воспитатель. Богатая у нас страна! Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы! Честь им и слава! А вы ,ребята, должны научиться беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.

Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей.

«Ветер спросил, пролетая:

-от чего ты, рожь, золотая?

А в ответ ,колоски шелестят:

-золотые руки растят!»

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации