Статья Психолого-педагогические аспекты использования компьютера в образовательном процессе дошкольного учреждения

Автор публикации:
Щербакова Марина Евгеньевна
Город (населенный пункт):
г. Саратов, Саратовская область

Статья

Психолого-педагогические аспекты использования компьютера в образовательном процессе дошкольного учреждения

Согласно концепции информатизации дошкольных учреждений, для изучения информационных технологий при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.

В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий в дошкольных учреждениях можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах. Его основной целью является воспитание информационной культуры будущих жителей нового информационного общества, заключающееся в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения (ТСО). Не отвергая несомненных достоинств теоретического направления, укажем на некоторые преимущества прикладного направления для дошкольного учреждения.

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации), и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к совершенствованию процесса обучения, а узурпирование термина "новые информационные технологии" за компьютерными технологиями не совсем правомочно. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе и дошкольников.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных занятиях в дошкольных учреждениях, не используется дошкольниками вне детского сада, и их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Использование же умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть - к мотивации их приобретения.

К психологическим особенностям дошкольников относится их высокая степень эмоциональности. Занятия на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат при обучении.

Приведенные факторы показывают, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию дошкольников. Однако процесс информатизации дошкольных учреждений существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неготовностью подавляющего большинства педагогов к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации