Проект системы управления качеством образования
Проект системы управления качеством образования, путем создания условий для успешного функционирования и развития дошкольной образовательной организации
Подготовила: Осадчая Резида Тагировна,
заведующий МАДОУ г. Нижневартовска
ДС№40 «Золотая рыбка»
Нижневартовск
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПРОБЛЕМА……………………………………………….2
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………3
3. СПОСОБ РЕШЕНИЯ, РЕСУРСЫ, РИСКИ ……………………………………….4
4.ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………5
5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………7
6.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………...14
«Управление качеством образования – это особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причём цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах». М.М. Поташник.
Оценка ситуации
В г. Нижневартовске в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Планомерно развивается сеть образовательных учреждений, улучшается материально- техническое и информационное оснащение образовательного процесса, внедряются современные образовательные технологии и методики.
Перед руководителями вновь создаваемых образовательных организаций стоит задача обеспечения качества образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг, в максимально короткие сроки.
Проблема
В практической работе дошкольных образовательных учреждениях качество образования рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов.
В соответствии со структурой образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении качество дошкольного образования определяется следующими составляющими: качеством реализации образовательного процесса через уровень достижений в образовательном процессе; качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса); качеством управления дошкольного образовательного учреждения.
Цель
Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема управления качеством дошкольного образования.
Острота данного вопроса объясняется тем, что качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Этот процесс будет эффективным только в том случае, если он будет управляемым.
В связи с этим в настоящее время приоритет качества дошкольного образования как фундамента всей образовательной политики делает остроактуальной задачу поиска эффективных механизмов управления уже на этапе создания дошкольной организации.
Цель данного проекта — формирование нормативных, организационных, методических основ и инструментов (механизмов) для включения всех уровней управления и непосредственного производства образовательных услуг в деятельность по достижению требуемого уровня качества образования.
Задачи:
— разработка важнейших нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения и предъявляющих требования к ее качеству;
— создание нормативно-правовых и учебно-методических документов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в дошкольной организации;
— построения организационной структуры дошкольной организации;
— включение родителей воспитанников в управление образовательным процессом на основе вариативных форм согласования позиций всех участников образовательного процесса и расширения общественного характера управления ДОУ;
— поиск механизмов отслеживания качественных характеристик образовательных услуг по двум группам индикаторов: психолого-педагогические показатели и учебные характеристики; социальные показатели (степень удовлетворенности потребителей услугами, востребованность детского сада среди населения и др.);
— создание условий для конкурентоспособности дошкольной организации;
Способ решения
Реализация «Проекта системы управления качеством образования
МАДОУ г. Нижневартовска ДС№40 «Золотая рыбка».
Ресурсы
1.Материально-финансовые (средства на приобретение оборудования, инвентаря, работ, необходимых для обеспечения открытия дошкольного учреждения).
2.Кадровые (сотрудники дошкольной организации: главный бухгалтер, заведующий хозяйством).
Риски
1.Не достаточный уровень подготовленности будущих кадров дошкольного учреждения к работе в условиях создания механизма управления качеством дошкольного образования.
Ожидаемые результаты
1. Внедрение эффективного механизма управления качеством образования в дошкольной организации обеспечит:
— качественное дошкольное образование,
— эффективное использование внутренних ресурсов ДОУ (кадры, материально-техническая база и т.д.),
— удовлетворенность потребителей образовательных услуг,
— конкурентоспособность ДОУ в образовательной среде города Нижневартовска,
— осуществление упорядочивания административно-управленческих процессов в образовательном учреждении, повышение профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников по вопросам оценки качества и управления качеством образования.
2. В ходе реализации проекта будет:
— разработан и апробирован механизм управления качеством образования во вновь созданной дошкольной организации, обеспечивающий качественное образование, отвечающее требованиям инновационного социально -ориентированного развития города Нижневартовска, региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг;
— разработана и апробирована система единых критериев и показателей эффективности управления качеством дошкольного образования, позволяющая эффективно использовать результаты оценки деятельности ОУ при принятии управленческих решений;
3. Дошкольная организация станет конкурентоспособной в системе дошкольного образования г. Нижневартовска.
Этапы реализации
1. Подготовительный этап (январь 2013- до окончания реконструкции здания)
В соответствии с теорией технологии управления качеством управления в ДОО, на первом этапе анализируется качество образования, обеспечиваемое дошкольным образовательным учреждением. Но, в нашем случае, в период 2013 г. дошкольная организация находилась на реконструкции здания и образовательный процесс не осуществлялся.
Целью 1 этапа стало:
— разработка важнейших нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения и предъявляющих требования к ее качеству;
— создание условий в дошкольной организации в соответствии с требованиями, предъявляемые к санитарно-гигиеническим и безопасными условиям организации образовательного процесса в ДОУ;
— проведение аналитического исследования потребностей детского сада, подготовка Перечня необходимого материала, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития в соответствии с требованиями ФГОС дошкольной организации;
— описание требований и создание рабочих мест для будущих сотрудников дошкольной организации;
2 этап функционирования — 2014 год
Цель 2 этапа:
Нормативное функционирование дошкольной организации с учетом знания объективного состояния объекта управления, посредством:
— построения организационной структуры дошкольной организации;
— организация поиска, подбор и отбор кадров в дошкольную организацию; осуществление чёткого распределения ответственности между субъектами в рамках системы и детского сада;
— обеспечение информационной открытости дошкольной организации посредством создания действующего, систематически обновляемого сайта детского сада;
Постановка целей развития образовательного процесса будет оправданна только при условии достижения им стабилизации, т.е. такого состояния, при котором его параметры постоянно находятся на нормативном уровне.
3 этап завершающий — 2015 год
— осуществление подготовки кадров к деятельности в условиях развития организации; мотивация сотрудников на повышение профессиональной компетентности;
— реализация социокультурных проектов, публичная презентация результатов деятельности;
— создание условий для реализации программ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
— введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента, как оценка результата. Данная оценка будет выполнять прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса;
Основными принципами управления качеством образования являются принципы:
комплексности — анализ качества целей, качества условий, качества процесса, качества результатов;
объективности — все, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;
преемственности – соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ;
перспективности – направленность на решение актуальных задач развития образования;
тотальности – вовлеченность в процесс управления всех: от учителя до директора и управляющего РОО, специалиста департамента в управление качеством;
оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;
субсидиарности – принятие решения на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;
рефлексивности – в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков;
ключевого звена – центральным и определяющим в управлении качеством образования является образовательное учреждение и педагог.
План реализации проекта
Этапы проекта | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1. Подготовительный этап (январь 2013- до окончания реконструкции здания) | |||
1.1. | Проведение аналитического исследования потребностей детского сада, подготовка Перечня необходимого материала, оборудования и инвентаря для обеспечения открытия дошкольной организации. | Январь-март 2013 г. | Осадчая Р.Т. |
1.2. | Разработка нормативно- правовой базы для осуществления закупочных процедур в соответствии с ФЗ -223«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: — Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ ДСКв№40 «Золотая рыбка»; | Март- апрель | Осадчая Р.Т. Троян А.А. |
1.3. | Составление сметы расходов по оснащению дошкольного учреждения хозяйственным оборудованием, канцелярскими товарами, театральными костюмами, музыкальными инструментами, спецодеждой, карнизами, жалюзи, игрушками, учебно — методическими пособиями и т.д для обеспечения ввода в эксплуатацию объекта ««Реконструкция здания филиала художественно — эстетической школы №31 под детский сад комбинированного вида №40 « Золотая рыбка» г. Нижневартовск» | Март-апрель | Осадчая Р.Т. Жуйкова И.Н. |
1.4. | Внесение изменений в проект ««Реконструкция здания филиала художественно — эстетической школы №31 под детский сад комбинированного вида №40 «Золотая рыбка» г. Нижневартовск» (2008 г.), а именно: — введение в структуру дошкольного учреждения 2 групп для детей раннего возраста; — обеспечения детского сада системой контроля и управления доступом (СКУД); — установка новых заборных конструкций; — обеспечение внутренней телефонной связи между сотрудниками; | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
1.5. | Согласование внесение изменений в: — перечень малых архитектурных форм и переносных изделий; — перечень оборудования постирочной (замена оборудования старого образца по проекту на оборудование нового поколения); — перечень оборудования системы видеонаблюдения: (заменить видеокамеры черно- белого изображения на цифровые видеокамеры с цветным изображением, соответствующим современным требованиям); — музыкальный зал (цифровое пианино, синтезаторы); -медицинский блок (холодильник для медицинских отходов, — шкаф плательный для спец.одежды; -медицинский стол со стеклянной крышкой с средствами для оказания неотложной помощи; — стол письменный, кресло операторское, ноутбук для второго медицинского работника); — методический кабинет(столы письменные (или стол для заседаний) для организации деятельности по повышению профессионального уровня дошкольных педагогов); и т.д. | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
1.6. | Перепланировка помещений, цехов пищеблока в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: — увеличение производственной мощности технологического оборудования пищеблока, замена оборудования старого поколения по проекту на современное оборудование | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
1.7. | Установка детских скамеек в прогулочных верандах; | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
1.8. | Согласование внесения изменений в проектную документацию с отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске, Нижневартовскому району и в г. Мегионеи отделом надзорной деятельности по г. Нижневартовску; | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
1.9. | Замена электрооборудования на новое в соответствии с Государственной программой РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р г. Москва); | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
2.0. | Постановка на государственный кадастровый учет и оформление кадастрового паспорта объекта недвижимости в филиал федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ХМАО-Югре | Январь 2013- декабрь 2103 | Осадчая Р.Т. |
2.1. | Внесение изменений в устав дошкольной организации в части задач и предмета деятельности, определения дополнительных видов деятельности | Ноябрь- декабрь | Осадчая Р.Т. |
2. Этап функционирования (январь 2014- декабрь 2014) | |||
2.1. | Разработка и утверждение организационной структуры дошкольной организации; | январь | Осадчая Р.Т. |
2.2. | Организация поиска, подбор и отбор кадров в дошкольную организацию; осуществление чёткого распределения ответственности между субъектами в рамках системы и детского сада; | Январь – март | Осадчая Р.Т. |
2.3. | Создание рабочих мест для будущих сотрудников дошкольной организации; информационное, нормативно — правое обеспечение рабочего места; | Январь – март | Осадчая Р.Т. |
2.3. | Подготовка и поведение аттестации рабочих мест по условиям труда(Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда»); | Март- июль | Осадчая Р.Т. |
2.5. | Оформление правоустанавливающих документов оперативного управления зданием. Государственная регистрация. | Март- апрель | Осадчая Р.Т. |
2.6. | Государственная регистрация права муниципальной собственности землёй; | Март- апрель | Осадчая Р.Т. |
2.7. | Подготовка и проведение санитарно- эпидемиологической экспертизы на образовательную деятельность (Служба по контролю и надзору в сфере образования ХМАО- Югры); | Апрель- май | Осадчая Р.Т. |
2.8. | Подготовка и проведение экспертизы на соответствии защиты объекта обязательным требованиям пожарной безопасности; (Отдел надзорной деятельности по г. Нижневартовску УНД ГУ МЧС России по ХМАО-Югре); | Апрель-май | Осадчая Р.Т. |
2.9. | Оформление образовательной лицензии (Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО- Югры); | Май- июнь | Осадчая Р.Т. |
3.0. | Подготовка к приемке дошкольной организации к новому учебному году | Май- июнь | Осадчая Р.Т. |
3.1. | Внесение изменений в устав дошкольной организации в соответствии с в ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (изменение наименования); | Июль- август | Осадчая Р.Т. |
3.2. | Поэтапное комплектование дошкольной организации в соответствии с муниципальным заданием; Разработка программы по адаптации воспитанников к условиям дошкольной организации; | Март- июнь | Осадчая Р.Т. |
3.3. | Создание условий для трудовой адаптации сотрудников (ознакомительный этап, этап вхождения, интеграционный этап); | Февраль- декабрь) | Осадчая Р.Т. |
3.4. | Создание условий для сотрудничества с родителями. | Сентябрь- декабрь | Осадчая Р.Т. |
3.5. | Разработка и утверждение плана по внедрения ФГОС ДО в 2014 | Июнь- декабрь | Осадчая Р.Т. |
3. Завершающий этап (январь 2015- декабрь 2015) | |||
3.1. | Создание системы обучения и повышения квалификации педагогических кадров. Разработка персонифицированной модели профессионального роста педагога (карта профессионального роста). | Январь — март | Заместитель зав. по ВМР |
3.2. | Создание условий для социально — психологической адаптации сотрудников (ознакомительный этап, этап вхождения, интеграционный этап); | Январь – август | Осадчая Р.Т. Заместитель зав. по ВМР |
3.3. | Разработка программы «Здоровье детей в детском саду» | Сентябрь- октябрь | Осадчая Р.Т. Заместитель зав. по ВМР |
3.4. | Создание условий для активного взаимодействия с родителями. Разработка и внедрение форм и механизмов государственно-общественной оценки качества образования в целях обеспечения объективности и прозрачности процедур контроля и оценки качества образования. | Февраль- ноябрь | Осадчая Р.Т. Заместитель зав. по ВМР |
3.5. | Разработка система единых критериев и показателей эффективности управления качеством дошкольного образования | Сентябрь- декабрь | Осадчая Р.Т. |
Оценка качества реализации проекта
1.Переход из режима «функционирования» дошкольной организации в режим «развития».
2.Ежегодное улучшение результатов мониторинга деятельности дошкольной организации.
3.Положительная динамика результатов образования (временной ресурс – 2-3- года).
4.Положительная динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг; персонала учреждения.
5.Трансляция опыта (количественные и качественные показатели).
6.Система единых критериев и показателей эффективности управления качеством дошкольного образования.