Проект системы управления качеством образования

Автор публикации:
Осадчая Резида Тагировна
Город (населенный пункт):
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Проект системы управления качеством образования, путем создания условий для успешного функционирования и развития дошкольной образовательной организации

Подготовила: Осадчая Резида Тагировна,

заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

ДС№40 «Золотая рыбка»

Нижневартовск

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПРОБЛЕМА……………………………………………….2

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………3

3. СПОСОБ РЕШЕНИЯ, РЕСУРСЫ, РИСКИ ……………………………………….4

4.ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………5

5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………7

6. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………...14

«Управление качеством образования – это особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причём цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах». М.М. Поташник.

Оценка ситуации

В г. Нижневартовске в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Планомерно развивается сеть образовательных учреждений, улучшается материально- техническое и информационное оснащение образовательного процесса, внедряются современные образовательные технологии и методики.

Перед руководителями вновь создаваемых образовательных организаций стоит задача обеспечения качества образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг, в максимально короткие сроки.

Проблема

В практической работе дошкольных образовательных учреждениях качество образования рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов.

В соответствии со структурой образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении качество дошкольного образования определяется следующими составляющими: качеством реализации образовательного процесса через уровень достижений в образовательном процессе; качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса); качеством управления дошкольного образовательного учреждения.

Цель

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема управления качеством дошкольного образования.

Острота данного вопроса объясняется тем, что качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Этот процесс будет эффективным только в том случае, если он будет управляемым.

В связи с этим в настоящее время приоритет качества дошкольного образования как фундамента всей образовательной политики делает остроактуальной задачу поиска эффективных механизмов управления уже на этапе создания дошкольной организации.

Цель данного проекта — формирование нормативных, организационных, методических основ и инструментов (механизмов) для включения всех уровней управления и непосредственного производства образовательных услуг в деятельность по достижению требуемого уровня качества образования.

Задачи:

- разработка важнейших нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения и предъявляющих требования к ее качеству;

- создание нормативно-правовых и учебно-методических документов, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в дошкольной организации;

- построения организационной структуры дошкольной организации;

- включение родителей воспитанников в управление образовательным процессом на основе вариативных форм согласования позиций всех участников образовательного процесса и расширения общественного характера управления ДОУ;

- поиск механизмов отслеживания качественных характеристик образовательных услуг по двум группам индикаторов: психолого-педагогические показатели и учебные характеристики; социальные показатели (степень удовлетворенности потребителей услугами, востребованность детского сада среди населения и др.);

- создание условий для конкурентоспособности дошкольной организации;

Способ решения

Реализация «Проекта системы управления качеством образования

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№40 «Золотая рыбка».

Ресурсы

1.Материально-финансовые (средства на приобретение оборудования, инвентаря, работ, необходимых для обеспечения открытия дошкольного учреждения).

2.Кадровые (сотрудники дошкольной организации: главный бухгалтер, заведующий хозяйством).

Риски

1.Не достаточный уровень подготовленности будущих кадров дошкольного учреждения к работе в условиях создания механизма управления качеством дошкольного образования.

Ожидаемые результаты

1. Внедрение эффективного механизма управления качеством образования в дошкольной организации обеспечит:

- качественное дошкольное образование,

- эффективное использование внутренних ресурсов ДОУ (кадры, материально-техническая база и т.д.),

- удовлетворенность потребителей образовательных услуг,

- конкурентоспособность ДОУ в образовательной среде города Нижневартовска,

- осуществление упорядочивания административно-управленческих процессов в образовательном учреждении, повышение профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников по вопросам оценки качества и управления качеством образования.

2. В ходе реализации проекта будет:

- разработан и апробирован механизм управления качеством образования во вновь созданной дошкольной организации, обеспечивающий качественное образование, отвечающее требованиям инновационного социально -ориентированного развития города Нижневартовска, региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг;

- разработана и апробирована система единых критериев и показателей эффективности управления качеством дошкольного образования, позволяющая эффективно использовать результаты оценки деятельности ОУ при принятии управленческих решений;

3. Дошкольная организация станет конкурентоспособной в системе дошкольного образования г. Нижневартовска.

Этапы реализации

1. Подготовительный этап (январь 2013- до окончания реконструкции здания)

В соответствии с теорией технологии управления качеством управления в ДОО, на первом этапе анализируется качество образования, обеспечиваемое дошкольным образовательным учреждением. Но, в нашем случае, в период 2013 г . дошкольная организация находилась на реконструкции здания и образовательный процесс не осуществлялся.

Целью 1 этапа стало:

- разработка важнейших нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения и предъявляющих требования к ее качеству;

- создание условий в дошкольной организации в соответствии с требованиями, предъявляемые к санитарно-гигиеническим и безопасными условиям организации образовательного процесса в ДОУ;

- проведение аналитического исследования потребностей детского сада, подготовка Перечня необходимого материала, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития в соответствии с требованиями ФГОС дошкольной организации;

- описание требований и создание рабочих мест для будущих сотрудников дошкольной организации;

2 этап функционирования - 2014 год

Цель 2 этапа:

Нормативное функционирование дошкольной организации с учетом знания объективного состояния объекта управления, посредством:

- построения организационной структуры дошкольной организации;

- организация поиска, подбор и отбор кадров в дошкольную организацию; осуществление чёткого распределения ответственности между субъектами в рамках системы и детского сада;

- обеспечение информационной открытости дошкольной организации посредством создания действующего, систематически обновляемого сайта детского сада;

Постановка целей развития образовательного процесса будет оправданна только при условии достижения им стабилизации, т.е. такого состояния, при котором его параметры постоянно находятся на нормативном уровне.

3 этап завершающий - 2015 год

- осуществление подготовки кадров к деятельности в условиях развития организации; мотивация сотрудников на повышение профессиональной компетентности;

- реализация социокультурных проектов, публичная презентация результатов деятельности;

- создание условий для реализации программ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

- введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента, как оценка результата. Данная оценка будет выполнять прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса;

Основными принципами управления качеством образования являются принципы:

комплексности — анализ качества целей, качества условий, качества процесса, качества результатов;

объективности — все, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;

преемственности – соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ;

перспективности – направленность на решение актуальных задач развития образования;

тотальности – вовлеченность в процесс управления всех: от учителя до директора и управляющего РОО, специалиста департамента в управление качеством;

оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;

субсидиарности – принятие решения на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;

рефлексивности – в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков;

ключевого звена – центральным и определяющим в управлении качеством образования является образовательное учреждение и педагог.


План реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1. Подготовительный этап (январь 2013- до окончания реконструкции здания)

1.1.

Проведение аналитического исследования потребностей детского сада, подготовка Перечня необходимого материала, оборудования и инвентаря для обеспечения открытия дошкольной организации.

Январь-март 2013 г.

Осадчая Р.Т.

1.2.

Разработка нормативно- правовой базы для осуществления закупочных процедур в соответствии с ФЗ -223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

- Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ ДСКв№40 «Золотая рыбка»;

Март- апрель

Осадчая Р.Т.

Троян А.А.

1.3.

Составление сметы расходов по оснащению дошкольного учреждения хозяйственным оборудованием, канцелярскими товарами, театральными костюмами, музыкальными инструментами, спецодеждой, карнизами, жалюзи, игрушками, учебно - методическими пособиями и т.д для обеспечения ввода в эксплуатацию объекта ««Реконструкция здания филиала художественно - эстетической школы №31 под детский сад комбинированного вида №40 « Золотая рыбка» г. Нижневартовск»

Март-апрель

Осадчая Р.Т.

Жуйкова И.Н.

1.4.

Внесение изменений в проект ««Реконструкция здания филиала художественно - эстетической школы №31 под детский сад комбинированного вида №40 «Золотая рыбка» г. Нижневартовск» (2008 г.), а именно:

- введение в структуру дошкольного учреждения 2 групп для детей раннего возраста;

- обеспечения детского сада системой контроля и управления доступом (СКУД);

- установка новых заборных конструкций;

- обеспечение внутренней телефонной связи между сотрудниками;

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

1.5.

Согласование внесение изменений в:

- перечень малых архитектурных форм и переносных изделий; - перечень оборудования постирочной (замена оборудования старого образца по проекту на оборудование нового поколения); - перечень оборудования системы видеонаблюдения: (заменить видеокамеры черно- белого изображения на цифровые видеокамеры с цветным изображением, соответствующим современным требованиям);

- музыкальный зал (цифровое пианино, синтезаторы);

- медицинский блок (холодильник для медицинских отходов, - шкаф плательный для спец.одежды; -медицинский стол со стеклянной крышкой с средствами для оказания неотложной помощи; - стол письменный, кресло операторское, ноутбук для второго медицинского работника);

- методический кабинет (столы письменные (или стол для заседаний) для организации деятельности по повышению профессионального уровня дошкольных педагогов); и т.д.

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

1.6.

Перепланировка помещений, цехов пищеблока в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями:

- увеличение производственной мощности технологического

оборудования пищеблока, замена оборудования старого поколения по проекту на современное оборудование

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

1.7.

Установка детских скамеек в прогулочных верандах;

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

1.8.

Согласование внесения изменений в проектную документацию с отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске, Нижневартовскому району и в г. Мегионеи отделом надзорной деятельности по г. Нижневартовску;

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

1.9.

Замена электрооборудования на новое в соответствии с Государственной программой РФ "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2446-р г. Москва);

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

2.0.

Постановка на государственный кадастровый учет и оформление кадастрового паспорта объекта недвижимости в филиал федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ХМАО-Югре

Январь 2013- декабрь 2103

Осадчая Р.Т.

2.1.

Внесение изменений в устав дошкольной организации в части задач и предмета деятельности, определения дополнительных видов деятельности

Ноябрь- декабрь

Осадчая Р.Т.

2. Этап функционирования (январь 2014- декабрь 2014)

2.1.

Разработка и утверждение организационной структуры дошкольной организации;

январь

Осадчая Р.Т.

2.2.

Организация поиска, подбор и отбор кадров в дошкольную организацию; осуществление чёткого распределения ответственности между субъектами в рамках системы и детского сада;

Январь – март

Осадчая Р.Т.

2.3.

Создание рабочих мест для будущих сотрудников дошкольной организации; информационное, нормативно - правое обеспечение рабочего места;

Январь – март

Осадчая Р.Т.

2.3.

Подготовка и поведение аттестации рабочих мест по условиям труда(Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда»);

Март- июль

Осадчая Р.Т.

2.5.

Оформление правоустанавливающих документов оперативного управления зданием. Государственная регистрация.

Март- апрель

Осадчая Р.Т.

2.6.

Государственная регистрация права муниципальной собственности землёй;

Март- апрель

Осадчая Р.Т.

2.7.

Подготовка и проведение санитарно- эпидемиологической экспертизы на образовательную деятельность (Служба по контролю и надзору в сфере образования ХМАО- Югры);

Апрель- май

Осадчая Р.Т.

2.8.

Подготовка и проведение экспертизы на соответствии защиты объекта обязательным требованиям пожарной безопасности; (Отдел надзорной деятельности по г. Нижневартовску УНД ГУ МЧС России по ХМАО-Югре);

Апрель-май

Осадчая Р.Т.

2.9.

Оформление образовательной лицензии (Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО- Югры);

Май- июнь

Осадчая Р.Т.

3.0.

Подготовка к приемке дошкольной организации к новому учебному году

Май- июнь

Осадчая Р.Т.

3.1.

Внесение изменений в устав дошкольной организации в соответствии с в ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (изменение наименования);

Июль- август

Осадчая Р.Т.

3.2.

Поэтапное комплектование дошкольной организации в соответствии с муниципальным заданием; Разработка программы по адаптации воспитанников к условиям дошкольной организации;

Март- июнь

Осадчая Р.Т.

3.3.

Создание условий для трудовой адаптации сотрудников (ознакомительный этап, этап вхождения, интеграционный этап);

Февраль- декабрь)

Осадчая Р.Т.

3.4.

Создание условий для сотрудничества с родителями.

Сентябрь- декабрь

Осадчая Р.Т.

3.5.

Разработка и утверждение плана по внедрения ФГОС ДО в 2014

Июнь- декабрь

Осадчая Р.Т.

3. Завершающий этап (январь 2015- декабрь 2015)

3.1.

Создание системы обучения и повышения квалификации педагогических кадров. Разработка персонифицированной модели профессионального роста педагога (карта профессионального роста).

Январь - март

Заместитель зав. по ВМР

3.2.

Создание условий для социально - психологической адаптации сотрудников (ознакомительный этап, этап вхождения, интеграционный этап);

Январь – август

Осадчая Р.Т. Заместитель зав. по ВМР

3.3.

Разработка программы «Здоровье детей в детском саду»

Сентябрь- октябрь

Осадчая Р.Т. Заместитель зав. по ВМР

3.4.

Создание условий для активного взаимодействия с родителями. Разработка и внедрение форм и механизмов государственно-общественной оценки качества образования в целях обеспечения объективности и прозрачности процедур контроля и оценки качества образования.

Февраль- ноябрь

Осадчая Р.Т. Заместитель зав. по ВМР

3.5.

Разработка система единых критериев и показателей эффективности управления качеством дошкольного образования

Сентябрь- декабрь

Осадчая Р.Т.

Оценка качества реализации проекта

1.Переход из режима «функционирования» дошкольной организации в режим «развития».

2.Ежегодное улучшение результатов мониторинга деятельности дошкольной организации.

3.Положительная динамика результатов образования (временной ресурс – 2-3- года).

4.Положительная динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг; персонала учреждения.

5.Трансляция опыта (количественные и качественные показатели).

6.Система единых критериев и показателей эффективности управления качеством дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации