РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Автор публикации:
Баранова Алена Юрьевна
Город (населенный пункт):
г. Тольятти, Самарская область

УДК 373.32

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.Ю. Баранова, учитель начальных классов МБУ "Школа №59", магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Гуманитарно-педагогический институт

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса[1].

Одной из основных целевых установок современного образования, обеспечивающей естественное вхождение ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за границы обыденного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять правильное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и естественное желание самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, раскрывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию.

Решение данной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых эффективных методов обучения, работа с которыми подразумевает вовлечение ребёнка в активный творческий процесс с целью развития творческого потенциала учащихся.

Творческий потенциал – это творческие ресурсы личности, её психические возможности, способности, структурированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Кроме того, творческий потенциал личности наделен большой информационностью, его понятие показывает внутреннюю целостность человека, а обладание таким видом потенциала обеспечивает высокий уровень успешности деятельности [2].

Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, становлению индивидуальности, формированию нестандартного, продуктивного мышления. Творческий акт – это реализация индивидуальности, неповторимости, уникальности человека.

Применение средств информационных технологий на уроках служит не только формированию компьютерной грамотности учащихся, но и способствует развитию внимания, памяти, воображения и творческого мышления.

Творчество – неотъемлемый спутник детства. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский). Мышление и творчество неразделимы. Эмоциональность, активность, интерес лежат в основе творческой деятельности в процессе обучения в начальной школе.

Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, А.И. Савенков, Е.В. Ткаченко и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Базу опытно-экспериментального исследования составили учащиеся 1 «А» (КГ) и 1 «Г» (ЭГ) классов МБУ СОШ №59.

Целью констатирующего этапа является выявление уровня развития творческого потенциала младших школьников. На основе анализа психолого-педагогической литературы [2,3] были выделены следующие показатели: отношение к творческим упражнениям, наличие представлений о творчестве, развитие творческих способностей, стремление к самовыражению, оригинальности; предложение новых решений в процессе работы.

Для того чтобы процесс развития творческого потенциала младших школьников был продуктивным, необходимы знания об уровнях его развития у учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находятся учащиеся. С этой целью нами применена диагностика, с использованием различных методов исследования. Исследование проводится по обозначенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и методов исследования уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина "творческий потенциал", который подразумевают, что ученик старается проявлять свои творческие способности, стремится мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, открывать новое, непознанное, проявлять познавательный интерес, были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников.

Данные критерии имеют свои системы показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи определенных методов исследования:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий:

1. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях. (Методика «Наборщик»).

Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебной деятельности:

1.Отношение к творческим упражнениям. (Метод наблюдения).

2.Развитие творческих способностей, стремление к самовыражению, оригинальности. (Методика «Несуществующее животное» Дукаревич М.З.).

Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать свое творческое воображение, осуществлять процесс мышления образно, нестандартно:

1. Предложение новых решений в процессе работы, проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. (Методика «Три слова» Л.Ю.Субботиной).

На основе полученных результатов обрадотанных методик и выделенных выше показателей, были сформулированы следующие уровни:

Высокий уровень – учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое.

Средний уровень – характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают в основном самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет.

Низкий уровень – учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают вмешательства в деятельность со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, планирования. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

По результатам диагностики высокий уровень развития по всем категориям выявлен у 17% в ЭГ и 21% в КГ. Эти учащиеся участвуют в школьных конкурсах, городских олимпиадах, им легко дается учеба.

Улучшение данных показателей требует от учителя тщательной и качественной подготовки, использования в работе различных методов обучения, в том числе активное включение в учебный и внеучебный процесс качественно новых технологий.

Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, способствовать развитию их потенциала, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И первостепенная задача учителя найти различные методы, способы выявить этот потенциал, эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Поэтому в рамках педагогической практики была изучена психолого-педагогическая литература для подбора методов и средств развития творческого потенциала младшего школьника. Также была проведена беседа с учителями начальных классов с целью перенятия опыта развития творческих способностей учащихся.

Для составления программы формирующего эксперимента был разработан пробный ряд уроков и внеурочных занятий с внедрением форм, методов и средств, направленных на развитие творческого потенциала младших школьников. На основе анализа уроков и внеурочных занятий был сделан вывод о том, что подобная организация занятий благоприятно способствует достижению цели исследования.

В ходе исследования было выявлено, что хорошим подспорьем для развития творчества служит работа по развитию творческого воображения, которая провидится с учащимися на уроках литературного чтения и русского языка. Самые распространённые задания с текстами – предположи, придумай, дорисуй, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя – дающие возможность включить воображение, которое является основой для развития творческого потенциала.

На основании проведенной работы можно сделать следующий вывод, что использованные средства развития творческих способностей, такие как творческие задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие творчества школьников (создание газет, журналов, написание стихотворений) эффективны в достижении цели исследования. Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Список использованных источников:

1.Ахметжанова Г.В. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва // Вектор науки ТГУ. 2013. - № 1(23). – С. 302-304.

2. Елагина, Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.В. Елагина. – Оренбург, 1998. – 22 с.

3.Ахметжанова, Г.В. Информационно-коммуникативные технологии в системе работы учителя начальных классов / Г.В. Ахметжанова, Р.Р. Чугунова // Информационные технологии в образовании Материалы Международной заочной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»; Под редакцией Ю.И. Титаренко. –Изд-во УлГПУ: Ульяновск, 2014.- С. 10-13.

4.Богоявленская, Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. / Богоявленская Д.П. М.: Пресс. 2007. -203с.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации