Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам социально-гуманитарного цикла

Автор публикации:
Нечаева Елена Николаевна
Город (населенный пункт):
Томск

Одна из целей современной России это интеграция в мировое сообщество. Однако этой цели не возможно достигнуть без возможности каждому получить доступное образование. Более трети взрослого населения России имеют актуализированные образовательные потребности, и этот процент будет только увеличиваться, т.к. современная экономика требует быстрого переобучения специалистов разных направлений. Дистанционные технологии сегодня чуть ли не единственный выход из создавшейся ситуации. Поэтому государство сегодня пытается создать систему открытого образования. Изменения, происходящие в современном мире, требуют и изменения целей и средств образования. Создание и развитие системы дистанционных образовательных технологий вызвано возросшим спросом на образовательные услуги, реализуемые системой СПО и высокой социальной значимостью дистанционного образования. Дистанционное образования это система интерактивного взаимодействия преподавателя и студента, совокупность технологий, обеспечивающих освоение основного объема изучаемого материала в результате самостоятельной работы студента. Курсы дистанционного обучения предполагают детальное планирование деятельности обучаемого, четкую постановку целей и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем и обратную связь между обучаемым и учебным материалом. От наличия эффективной обратной связи во многом зависит и эффективность обучения.

Виды дистанционных занятий определяются с одной стороны особенностями педагогического процесса, с другой – набором информационных и телекоммукационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении обучающего центра.

Дистанционное обучение предполагает применение ряда технологий. Основной технологией, без которой не возможно дистанционное обучение, является Интернет-технология. Основным доступным средством обучения является дистанционный курс. Для обучения дисциплине «Философия», мной был разработан дистанционный курс «Основы философии». Курс включает в себя четыре раздела, разбитых на одиннадцать тем. Каждая тема включает в себя ряд ресурсов (учебники, презентации, учебные фильмы) и ряд элементов курса (лекции, задания, тесты). В конце каждого раздела предусмотрена контрольная работа в тестовой форме.

Студентам предлагается ознакомится с материалами курса и выполнить задания разного уровня.

1. Практические задания проблемного характера

2. Практические задания связанные с текстом

3. Заполнение таблиц

4. Контрольные работы по темам и разделам

5. Творческие работы (эссе)

К сожалению, такой подход требует усовершенства, т.к. обучение подразумевает обмен информацией между педагогом и учеником. Студенту приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты самостоятельной работы высылаются обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Однако при такой форме работы студенты не приобретают личный опыт и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.

Вместе с тем дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, к реализации которых нужно стремится. Возможность обучаться в любое время, возможность обучаться в своем темпе, возможность обучаться в любом месте, учеба без отрыва от основной деятельности, высокие результаты обучения, мобильность, доступность учебных материалов, индивидуальный подход, удобство для преподавателя.

Однако в такой форме обучения есть и ряд недостатков: для освоения курса необходима высокая мотивация студента, не развивается коммуникабельность, недостаточно практических знаний

Поэтому необходимо развивать и реализовывать такой подход к дистанционному образованию, при котором на первый план выступает личная продуктивная деятельность студента, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникации. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, адаптацию педагогических технологий под этот вид обучения для обеспечения интерактивности взаимодействия субъектов образования и продуктивности учебного процесса. Для реализации этого подхода обучение должно происходить синхронно в реальном времени с использованием чата, видеосвязи, «виртуальной доски» с графикой и т.д. Если реализовать данные технологии, то обучение будет носить личностный, креативный характер направленное на личностное самовыражение студента.

Реализация дистанционного образования это требование времени. Профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Литература:

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

3. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

4. Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.

5. Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., "Академия", 2006.

6. В. Иванченко. Челночный бег по полю мин образования.

http://www.computerra.ru/offline/2002/461/20280/print.html

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации