Урок по физике с применением приемов развития кртитического мышления

Автор публикации:
Ржевина Наталья Васильевна
Город (населенный пункт):
г. Новосибирск

Использование приемов развития критического мышления на уроках физики

1.

ФИО

Ржевина Наталья Васильевна

2.

Место работы

МБОУ «Лицей 159»

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

Физика

5.

Класс

8

6.

Тема и номер урока в теме

Проводники и диэлектрики.

7.

Базовый учебник

Учебник «Физика -8», авторы Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.- 2013 год издания

8.Цель урока:

Формирование представления о проводниках и диэлектриках; ознакомление учащихся со строением проводников и диэлектриков и их поведением в электростатическом поле; демонстрация тесной связи теории с практикой.

9.Задачи:

Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечение условий для воспитания положительного интереса к физике;

10.Тип урока:

изучение нового материала

11.Формы работы учащихся:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

12.Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийное оборудование

13.Личностные результаты:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

развитие внимательности собранности и аккуратности;

объяснять явления, процессы, происходящие в диэлектриках и проводниках;

умение делать умозаключения;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


При организации учебного процесса учитывается уровень обучающихся, задания имеют практическую направленность и ориентированы на решение проблем, обучающиеся привлекаются к процессу принятия решений, используется обсуждение для создания поддерживающей образовательной среды, обеспечивается обратная связь с учителем. Все это способствует формированию ценностно – смысловой, общекультурной, учебно – познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.

Используемые организационные формы деятельности учащихся:

работа в группе, в ходе которой учащиеся получают новые знания;

индивидуальная работа, когда ученик выполняет общие для всего класса задания без контакта с другими учениками, каждый школьник работает в индивидуальном темпе;

фронтальная работа, когда педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей.

Учитель на уроке выступает в роли собеседника, главного консультанта помогающего направить сознание в верное русло, тем самым, проявляя эмоциональную поддержку. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, проявлять личную заинтересованность в успешных результатах работы.


ХОД УРОКА
При входе в класс учащиеся получают карточки с цифрами.
1. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

2. Проверка ранее изученного материала

Методический прием «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Так в теме ученики работали со следующими суждениями:

- при соприкосновении тел вещества электризуются;

- в природе существуют три рода заряда;

- единица электрического заряда Кулон;

- если стеклянную палочку потереть о бумагу или о шел, то она зарядится положительно;

- одинаково заряженные тела притягиваются;

- прибор для определения наэлектризовано тело или нет, называется электроскоп;

- электрон имеет наименьший электрический заряд;

- электрический заряд можно делить до бесконечности;

- атом состоит из ядра и вращающихся вокруг него электронов;

- основная масса атома сосредоточена в электронах;

- тело можно зарядить, не притрагиваясь к нему другим заряженным телом;

3. Деление на группы

Вы получили при входе в класс жетончики с цифрами. Давайте разделимся по группам.

Группа 1

Отрицательные числа

Группа 2

Числа заканчивающиеся нулем

Группа 3

Числа кратные пяти и не заканчивающиеся нулем

Группа 4

Нечетные числа и не заканчивающиеся 5

Группа 5

Числа кратные 3 и 7

4. Правила работы в группах

- Не покидать группу
- Говорить тихо и спокойно
- Соблюдать очередность

Каждый член группы имеет право:
- Делиться своими идеями и мнениями
- Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)
- Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)
- Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)
- Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)
- Выражать поддержку и одобрение
- Предлагать объяснение или разъяснение
- Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)
- Воодушевлять группу («Это не беда …»)
- Подытоживать вслух
- Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)
- Просить развить идею («А как это связано с …»)
- Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)
- Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)
- Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)
- Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)
- Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)
- Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)
- Продолжать мысль («Верно, и тут есть еще один момент…»)
- Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)

- Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)
При работе в группе необходимо помнить:
- Время на выдвижение идей ограничено
- Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются
- Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее
- Пока один говорит – остальные слушают
- Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал
- Каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки
- Формулируется решение поставленной проблемы

4.Работа в группах.

Учебный материал учащиеся берут из учебника.

Шаг 1

Вы должны определить жанр вашего текста и то, что обязательно должно в него войти. Жанры могут быть, например, такими:

Письмо другу.

Эссе.

Рассказ родителям.

Заметка в детский журнал.

Тезисы к ученической конференции и др.

Шаг 2 Работа экспертной группы:

- прочесть свой отрывок текста,

-выделить в нем самое главное

- придумать три вопроса, которые будут заданы ребятам в «родной» группе

(сначала индивидуально читают текст и выписывают самые главные сведения, затем – в групповом обсуждении - формулируют три вопроса)

Внимание!!! после работы в экспертных группах пользоваться текстом будет нельзя – только записями.

При составлении конспекта и вопросов группам воспользуйтесь типологией вопросов Бенджамина Блума:

простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…?);

уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?);

интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?).

оценочные (В чем отличие…? В чем сильные и слабые стороны…?)

творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если… ?)

практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни …?).

Шаг 3 Возвращение.

Возвращаемся в свои рабочие группы.

Вам необходимо создать небольшой текст в том жанре, который ваша группа выбрала до работы в экспертных группах.

Шаг 4. Свой текст.

В написании участвуют все.

Шаг 5. Презентация.

Докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории, в идеале – сопровождая его наглядными материалами.

Другие ученики задают вопросы. Вопросы должны носить только уточняющий характер и начинаться со слов: «Правильно я понял, что…?».

От каждой группы – не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению.

5.Рефлексия по методу отчет — размышление «Я узнал новое...»

учащиеся пишут на стикерах, что нового узнали и что не понятно было..

Д/З заполнить таблицу

Проводники в электрическом поле

Диэлектрики в электрическом поле

Наличие свободных частиц

Поведение в электрическом поле

Наличие электрического поля внутри

Распределение заряда внутри

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации