Виды работ по формированию орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Автор публикации:
Стрыгина Марина Алексеевна
Город (населенный пункт):
Самара

отное письмо предполагает освоение орфографии.Орфография - общепринятая система правил написания слов. По своему происхождению слово орфография восходит к греческим словам "orfos" - "прямой", "правильный" и "grapho" - "пишу", т.е. буквально означает "правильно пишу".

Русская орфография состоит из пяти основных разделов:

1. Передача буквами фонемного состава слов.

2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей.

3. Употребление прописных и строчных букв.

4. Перенос части слова с одной строки на другую.

5. Графические сокращения.

Существуют различные подходы к решению орфографические проблем в школе. Два пути овладения навыками правописания описаны в методической литературе. Еще в прошлом столетии начались горячие споры между сторонниками грамматического и антиграмматического направления в методике обучения правописанию. Длительный период споров завершился недавно безоговорочным признанием положения, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленскому, С.Ф. Жуйкову, а также известным ученым-методистам А.М. Пешковскому, А.Н. Гвоздеву, Н.С. Рождественскому. Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слова. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько современно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой структуры.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

Для этого можно использовать различные виды упражнений, способствующих развитию навыка орфографической зоркости у учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Виды упражнений на уроках русского языка для развития орфографической зоркости

  • 1.Орфографическое проговаривание.

Цлесообразно при выполнении любых упражнений ( особенно в 1 и 2 классе, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Слово надо произносить так, как оно пишется, и в памяти движений остаётся память движений речевого аппарата.При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание , а затем на перечитывание записого слова ппо слогам. Так формируется первичный самоконтроль который выражается в привычке диктовать себе по слогам и проверять себя при письме.

  • 2.Графическое выделение орфограмм.
  • Подчёркивание иорфограмм имеет большое значение при выработке орфографической зоркости. Дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм в слове.
  • 3. Сигнальные карточки.
  • Уместно использовать сигнальные карточки, т.к они потизволяют повысить активность учащихся на уроке и осуществлять индивидуальный подход в обучении.Учитель сразу может выявить уровень знаний орфограмм у каждого ученика.
  • 4. Перфокарты.
  • Перфокарты так же развивают орфографическую зоркость у учащихся.
  • Ученику надо записатт не всё слово, а только орфограммы. В результате у школьников появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды. Например « Укажите безударные гласные» (учитель диктует слова). А дети отмечают только ту букву, которую будут писат
  • ( Город, пенал,завод, свекла, морковь,билет)
    • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
    • о
  • е
  • а
  • е
  • о
  • и
    • 5.Письмо по памяти.
    • Проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но в основном с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Этот вид работы требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают текст в несколько строк ( стихотворный) и объясняют все орфограммы и знаки препинания.Затем заученный текст самостоятельно записываетсяучащимися и проверяется .
    • Пример стихотврных строк для запоминания и записи.
    • Я не бегаю к врачу- Аист жил у нас на крыше,
    • Я сама его лечу. (С. Михалков) А в подполье жили мыши. (С. Маршак)
    • Раньше всех чижи встают Бежит в зелёной чаще
    • И до вечера поют.(С. Михалков) Весёлый ключ журчащий. (А. Барто)
    • 6.Зрительно-слуховой диктант.
    • Текст предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися.
    • Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, находят изучаемые орфограммы, повторяют правила их проверки. Затем текст закрывается и учитель диктует его. Учащиеся записывают текст и сами проверяют написанное.
    • Пример текста
    • Ветер.
    • Подул ветер. Крылись птицы. На деревьях облетела листва. Стал лить дождь.
    • Мороз.
    • На дворе сильный мороз. Дети бегут в школу. От мороза щёки и нос красные.
    • В саду.
    • Вася и папа работают в саду. Они сажают деревья. У папы лопата. У Васи ведро. Папа роет землю. Вася поливает саженцы.
    • 7.Объяснительно-предупредительный диктант.
    • Применяется с целью с целью закрепления полученных орфографических навыков.
    • Учитель читает текст по предложениям или предложение ( 1 классе). Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают предложение в тетрадь. Можно записывать текст на доске и в тетради одновременно. Этот вид работы лучше всего использовать на начальном этапе изучения той или иной орфограммы.
    • Например.
    • 1.Красив зимний наряд леса.
    • 2. В лесу журчат зввонкие ручьи.
    • 3. Громко пищат птенцы в гнезде.
    • 4. Летом дети часто ходят в рощу.
    • 5. Автобус привёз ребят на морской берег.

    8. Комментированное письмо.

    Это вид упражнения, включающий в себя рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, т.к ученик объясняет правописание с помощью правил. Этот вид работы развивает мыщление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно, что способствует развитию орфографической зоркости.Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материалаи даёт возможность учителю проверить знания и орфографические навыки учеников.

    Примеры текста для комментированного письма

    Наши леса.

    В нашем краю много лесов. Там чудеса. Вот нора лисицы. Тут гнездо ивоги. Стучат дятлы. В лесах растут грибы и ягоды. Любите лес!

    Роща.

    За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в рощи. Звонко поют чижи. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите эти цветы. Не рвите их.

    • Летом.
    • Жарко. Борис и Глеб бегут на пруд. Вот берег. Тут пляж. Мальчики ныряют в воду. Долго купались мальчики. Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.

    Формирование орфографически грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания.

    Приведённые выше примеры работ по формированию орфографической зоркости помогут детям воспринимать орфографию не как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». а систематически осознанно выбирать правильный способ действия, необходимый для поиска ответа на орфографический вопрос.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации