Урок русского языка на тему "Склонение имён существительных"
Урок русского языка
Тема: открываем новый секрет имен существительных.
Ход урока
1.Орг момент
Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза)
Внимание моё растёт.
Голова мыслит ясно. (Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Я желаю вам успеха.
2.Повторение изученного.
Дни бегут, пролетают недели. Каждыйдень мы приобретаем знания, кот.будут нужны в дальнейшем.
— Мы многое узнали?
— Решите орфографические задачи
На доскео матер., в норк., с подруг.й.
(не можем еще)недостаточно знаний.
На прошлой неделе мы начали изучение новой темы. Но думаю за 2 выходных дня многое в памяти растаяло. Так, что начнем с повторения.
На доске слайды
1 слайд Выберете выражение, кот необходимо на данном уроке
— каллиграфическое письмо
-знания об объектах окружающего мира
— развитие речи
— укрепление здоровья
— умение работать с ножницами
— развитие орфографической зоркости
Значит остальное нам не нужно?(на других уроках)
2 слайд Выберете наиболее актуальную на сегодняшний день тему
— жанры речи
— развитие речи
— части речи
— особенности речи
3 слайд
— служебные части речи
— самостоятельные части речи
4 слайд
— имена прилагательные
— глагол
— имена существительные
— наречие
— имена числительные
5 слайд
— определение числа- корень
— определение рода- суффикс
— определение падежа- приставка
— определение времени- основа
— определение лица- окончание
6 слайд при помощи этих умений мы научились определять
— спряжение
— склонение
— значение
7 слайд назовите тему прошлого урока
— учимся писать объявления
— открываем новый секрет имён существительных
— представляем ещё одну часть речи
8 слайд какой новый секрет имен существительных мы открыли
— существительные склоняются
— существительные изменяются по родам
— существительные изменяются по падежам
С чем вы не согласны? Сущест. Рождается с родом. Его нельзя изменить.
9 слайд сколько склонений выделили учёные
— 2
— 3
— 4
10 слайд восстановим алгоритм определения склонения
— определяем род
— выделяем окончание
— определяем склонение
Достаточно ли этих знаний для того, чтобы определить склонение? Почему нет?-нужно знать условия при которых существительное относится к одному из трех склонений.
— Знаете вы эти признаки? Да
— откуда? Дома учили правило. Повторите его.
У доски рассказывают 3 человека.
— теперь знаний достаточно?
— Тогда определите склонение существительных
11 слайд на лошади, в домике, ранняя, героем
Ранняя – прилагательное, не склоняется, а другие надо сначала оставить в неопределенную форму. Т. Е в им. Падеж – кто? что?
Закончим построение алгоритма с лайд 10
— ставим существительное в неопределенную форму
Молодцы.Повторили все. Новый урок – новые знания. Я предлагаю начать изучение новой темы… (нет, надо закрепить изученное)
Какие цели предлагаете Вы? –
— закрепить знания о склонении имен существительных
-учиться определять склонение существительных
Цель поставили – идём к цели!
ТПО с…. ….№……….
— Будем выполнять по рядам 1 –первое склонение и т.д.
-Кто готов без помощи? Один ученик 1 склонение,2 –второе,3 –третье)
— Кому нужна помощь?
— Кто может помочь?( ученики помогают)
(3 ученикадоски)Проверяем.
— Кто готов проверить другого и поставить верную оценку. (Проверяют у доски и ставят оценку)
— Продолжаем закреплять полученные знания. У вас на партах карточки .
— Что видите? пары слов
— 1 вариант определяет склонение в первом столбике, а 2 – во втором.
— Какое задание выполним дополнительно? Решаем орфографические задачи
— Проверьте друг друга. Поставьте оценки. Кто без ошибок?
— Какие слова меня заинтересовали?(синонимы, антонимы, однокоренные)
— на какие ещё группы вы бы разделили?
Словарные и проверяемые
По орфограммам ( парные согласные, безударные гласные, ь на конце после шипящих)
— с одним из слов составьте предложение. Определите в нем склонение существительных.
— какие трудности могли возникнуть? Не умеют определять часть речи. Неправильно определили род. Неправильно определяют склонение, т.к не выучили правило или не поняли.
— Отдохнём, но с умом. Я буду говорить слова, если существительное 1 склонения – хлопает 1 ряд, если 2 – то второй, если 3 – хлопает 3 ряд.
Комната, стул мебель, город, деревня, пыль змеясобака пёс. карандаш ручкадочьморковьсубботапонедельник сирень
— Вспомним цель урока.
— Но вот зачем нам знания падежей, склонений?
— Верно это с тупенька к новомузнанию. Оно будет орфографическим.
ТПО с……… №………..
— Прочтите задание
-Вопросы одинаковые или разные? Почему? Неодущевленные предметы
— Выполните задание самостоятельно
1ученик у доски
— Могли сделать ошибки ребята? В безударных гласных. Назови проверочные слова.
— А в написании окончаний были сомнения? Почему нет? Ударные
Какое слово выберем для 3 столбика тетрадь или тетрадка? Почему?3 склонение.
— Давайте вместе просклоняем и понаблюдаем за окончанием.
Учитель у доски
Вывод: как писать безударные окончания имен существительных мы еще не знаем. Но видимо нам помогут склонение и падеж. Значит, будем учиться.
-Что из сегодняшнего урока понравилось?
— Что было трудно?
Д/З
м.шина-.вт.м.биль
дев.чка-мальчик
отец-папа
бро.ка-брош?
повидло-джем
тиш?-т.шина
скатерть-п.крывало
м.шина-.вт.м.биль
дев.чка-мальчик
отец-папа
бро.ка-брош?
повидло-джем
тиш?-т.шина
скатерть-п.крывало
м.шина-.вт.м.биль
дев.чка-мальчик
отец-папа
бро.ка-брош?
повидло-джем
тиш?-т.шина
скатерть-п. крывало
м.шина-.вт.м.биль
дев.чка-мальчик
отец-папа
бро.ка-брош?
повидло-джем
тиш?-т.шина
скатерть-п.крывало
м.шина-.вт.м.биль
дев.чка-мальчик
отец-папа
бро.ка-брош?
повидло-джем
тиш?-т.шина
скатерть-п. крывало
м.шина-.вт.м.биль
дев.чка-мальчик
отец-папа
бро.ка-брош?
повидло-джем
тиш?-т.шина
скатерть-п. крывало