Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Конспект открытого урока "Одна или две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных"

КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-В КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ

ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ».

(Урок-исследование)

Ф.И.О. учителя: Березцова Ирина Александровна

Дата проведения: 12 ноября 2015 года

ТИП УРОКА: интегрированный – урок первичного предъявления новых знаний.

МЕСТО УРОКА В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ: 11 урок в теме «Причастие» — «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

ЦЕЛЬ: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний по теме.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Обучающая: а) повторить сведения о правописании отглагольных прилагательных; б) выделить главные критерии грамотного написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Воспитательная: воспитывать лингвистическую наблюдательность и привычку к самопроверке.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность и познавательный интерес к русскому языку, а также творческие способности учащихся.

ФОМИРОВАНИЕ УУД. 1.Личностные результаты:

— добиваться личностных результатов учащихся: а) самоопределения (внутренней позиции школьника, самоидентификации, самоуважения и самооценки); б) смыслообразования (мотивации как учебной, так и социальной), границы собственного знания и «незнания»; в) целостной и морально-этической ориентации (ориентации на выполнение морально-нравственных норм; способности к решению моральных проблем на основе децентрации; оценки своих поступков);

2. Метапредметные результаты:

— добиваться развития а) регулятивных результатов (умения управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать ее, проявлять инициативу и самостоятельность); б) коммуникативных результатов (развития речевой деятельности и навыков сотрудничества); в) познавательных результатов (работа с информацией, с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классфикации, установления аналогий, подведения под понятия).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ:

— закреплять навык работы в паре, группе и коллективе;

— закреплять навык работы с книгой: словарем, учебником, тетрадью.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ:

— прививать желание изучать русский язык;

— через проведение релаксационных пауз следить за здоровьем учащихся, снимать утомляемость.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

— проблемный;

— объяснительно-иллюстративный;

— частично-поисковый;

— словесно-логический.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

— фронтальная;

— индивидуальная;

— работа в паре;

— работа в группе;

— коллективная.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УРОКА (применяемые в данной разработке педагогические технологии):

— технология интерактивного обучения;

— метод проектов (исследовательский);

— технология развития критического мышления;

— технология оценивания образовательных достижений:

-технология разноуровневого обучения:

— здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксационные паузы, смена видов деятельности);

— технология проблемного обучения;

— игровые технологии;

— ЭОР и ИКТ (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: Учебник русского языка, толковые словари русского языка, компьютер, общий экран; раздаточный материал: карточки.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: причастие, страдательное причастие прошедшего времени, отглагольное прилагательное, бесприставочный глагол несовершенного вида, бесприставочный глагол совершенного вида, словосочетание, главное слово, зависимое слово, система суффиксов, опознавательные признаки; опорный конспект, алгоритм, таблица, схема.

ПЛАНИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Научатся: воспроизводить своими словами правила, понятия, алгоритмы выполнения действий по образцу, алгоритму.

Получат возможность научиться отличать формы страдательных причастий прошедшего времени от отглагольных прилагательных, грамотно использовать в письменной речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, создавать опорные конспекты, алгоритмы, таблицы, устные высказывания на тему, заниматься исследовательской деятельностью, отстаивать свою точку зрения.

ПЛАН УРОКА:

  1. Мобилизующий этап (мотивация к учебной деятельности).
  2. Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание того, что учащиеся должны сделать на уроке).
  3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний (изучение нового материала).
  4. Этап закрепления.
  5. Динамическая пауза.
  6. Включение изученного в систему знаний.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание по теме.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы

оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности. Создание психологического настроя (3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Добрый день, ребята!

Сегодня нам предстоит выполнить достаточно сложную работу: повторить пройденный материал и усвоить новый по общей теме «Причастие». Давайте вспомним те темы, с которыми мы с вами уже познакомились на предыдущих уроках русского языка.

А теперь послушайте притчу:

«Все в твоих руках». (Прием «Яркое пятно»).

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Действительно, все в наших руках. Разобраться в новой теме – тоже в наших возможностях.

А теперь выберите смайлик своего настроения. Изменится ли оно к концу урока?

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.

Называют уже изученные темы.

Слушают притчу.

Выбирают смайлики своего настроения.

Самоопределение

осуществление гражданской идентификации личности.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мротивации к обучению и познанию.

Целеполагание — принятие учебной задачи.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.

Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Словесная функция

учителя.

Словесная функция учащихся.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание того, что учащиеся должны сделать на уроке). (8мин.)

Технология интерактивного обучения с использованием ЭОР и ИКТ.

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

1)Общая тема нашего изучения – «ПРИЧАСТИЕ». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Игра «Ассоциация»).

2)Повторение пройденного материала, необходимого для восприятия новой темы: а) Фронтальный опрос по теме «Причастие»:

— Что такое причастие?

— Какими признаками обладает причастие?

— Что такое причастный оборот?

— В чем особенности обособления причастного оборота?

б) Индивидуальный опрос учащихся по темам с целью повторения:

«Действительные и страдательные причастия настоящего времени»;

«Действительные и страдательные причастия прошедшего времени»;

«Отглагольные прилагательные с Н и НН в суффиксах».

3)Выполнение упражнения на правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Лингвистический материал на общем экране:

Ломаная линия – полома…ая игрушка;

стираное белье – выстира…ая форма;

квашеная капуста – кваше…ая в прошлом году капуста;

раненый боец – ране…ый в голову боец;

сушеные фрукты – высуше…ая солнцем трава;

броше…ые вещи – брош…ые в угол вещи:

реше…ая задача – с трудом реше…ая задача.

4)Вопросы к учащимся:

— Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить это упражнение?

— Какова ТЕМА нашего урока?

— В чем заключается ЦЕЛЬ нашего урока?

— Какие ЗАДАЧИ нам предстоит решить на этом уроке?

К каждой букве слова «причастие» подбирают слова, характеризующие причастие как часть речи. Делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя.

Три школьника (поочередно)демонстрируют подготовленные ими тематические слайды на общем экране и комментируют их.

Устно (с экрана) формулируют задание, выполняют упражнение, испытывая затруднения при определении суффиксов заявленных страдательных причастий прошедшего времени.

Отвечают на вопросы учителя.

Стараются сформулировать тему, цель и задачи урока.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Умение самостоятельно определять тему урока, цели и задачи своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения

задачи.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.

Анализ объектов с целью выделения признаков; установление аналогий, подведение под понятие; целеполагание

Самооценка.

3.Момент осознания недостаточности имеющихся знаний (изучение нового материала).

(8 мин.)

Технология развития критического мышления, технология интерактивного обучения, ЭОР и ИКТ.

ЦЕЛЬ:

-приобретение навыков самостоятельного исследования с последующими выводами;

-приобретение навыка коллективной и индивидуальной мыслительной деятельности.

Организация учебной деятельности:

1.Работа с учебником: знакомство с правилом: «Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

3.Возвращение к упражнению на экране и повторное его выполнение.

4.Объяснение нового материала с использованием ЭОР.

А теперь полученную информацию вам необходимо представить в любом виде, на ваше усмотрение.

Работа с учебником: Русский язык. 7 класс. Авт.: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: 2015(Стр.58-59).

Повторное, но уже письменное выполнение упражнения (учебный материал на экране).

Слушают, осмысливают.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Работают в группах по 5 человек: составляют опорный конспект, или алгоритм, или таблицу, или схему, или правило, или связный рассказ (на усмотрение учащихся). Лидеры демонстрируют результаты работы своей группы.

Оценивание усвояемого содержания.

Управление своей деятельностью, контроль, коррекция, оценка, инициативность и самостоятельность.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование.

Самооценка.

Взаимооценка

4.Этап закрепления: развитие УУД, выполнение практических заданий, проговаривание их результатов во внешней речи (7 мин.)

Технология интерактивного обучения, метод исследования.

Цель: приобщить к исследовательской работе; воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

1.Распределение карточек с лингвистическим материалом (без заданий) по группам.

1-ая группа:

Асфальтирова…ое шоссе, броше…ая работа, жаре…ый гусь, застрое…ый микрорайон.

2-ая группа:

Изуче…ый материал, краше…ые полы, краше…ые в коричневый цвет полы, асфальтирова…ое сегодня шоссе, туше…ое мясо.

3-я группа:

Избалова…ый ребенок, выпуще…ая газета, копче…ая рыба, вяза…ый мамой свитер.

4-ая группа:

Дрессирова…ый медведь, пересаже…ое дерево, коше…ая трава, коше…ая вчера трава.

ВОПРОС: На какие опознавательные признаки правильного написания отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени вы обращали внимание во время работы над лингвистическим материалом?

Определение задания для выборочного списывания:

Общий текст «Народные промыслы – детям» (учебник русского языка, стр. 60-61, упр. 135). Общее задание — прочитать текст.

Задания для групп:

1-ая группа. Выписать из первого абзаца текста прилагательные с существительными, к которым они относятся, вставить пропущенные буквы.

2-ая группа. Выписать из первого абзаца текста причастия вместе с определяемыми и зависимыми словами, вставить пропущенные буквы.

3-я группа. Выписать из второго абзаца прилагательные с существительными, к которым они относятся, вставить пропущенные буквы.

4-ая группа. Выписать из второго абзаца текста причастия вместе с определяемыми и зависимыми словами, вставить пропущенные буквы.

Метод «ВОДОВОРОТ»:

Всем группам предлагается общее задание: Вставить пропущенные орфограммы. Передать для проверки другой группе, которая, ничего не исправляя, выставляет оценку и далее передает следующей группе. Материал для работы:

1.Пересече…ая оврагами местность.

2.Оседла…ые кони.

3. Ране… ый в голову боец.

4.Сгуще…ое молоко.

5. Броше… ые на ветер слова..

6. Натренирова…ый спортсмен.

Подводятся итоги. Сообщается о результатах.

Метод «ЛОВИ ОШИБКУ».

Предлагается текст (заметка в газету) с ошибками:

«Самостоятельный человек не пойдет протореной дорогой, он выберет пересеченую местность, потому что интереснее преодолевать трудности, нежели жить с опустошеным сердцем. Самостоятельный человек не упадет подкошеный или израненый трудностями жизни. Сдержаный и увереный в себе, он добьется намеченой цели».

Контроль за правильностью выполнения работы учащихся.

Работают в группах с карточками, самостоятельно формулируют задания.

Выполняют задание на правописание суффиксов в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени в группах.

Проверяют и оценивают свою работу.

Краткий ответ лидера группы.

Ответы на вопрос представителя каждой группы.

Выписывают прилагательные и причастия с пропущенными орфограммами в суффиксах, вставляют Н и НН. Делают выводы. Лидеры групп докладывают о результатах проделанной работы.

Каждая группа выполняет задание, затем передает для проверки следующей группе, и каждая выставляет оценку за проделанную работу. Передают учителю.

Работа с текстом в группах, исправление допущенных в тексте ошибок. Объяснение правильного написания суффиксов причастий.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Умение создавать, применять

И преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересом; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия.

Работа с информацией; работа с учебными моделями

Самооценка. Взаимная оценка.

Динамическая пауза (3 мин.)

Игровые технологии.

Цель: сменить вид деятельности, переключиться на игру, отдохнуть.

— Мы устали от выполнения заданий. Давайте передохнем:

Деловая (ролевая) игра «БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ».

«У нас в гостях журналисты — корреспонденты известных лингвистических газет и журналов. Они специально приехали к нам, чтобы взять интервью. Отвечаем кратко и емко. (Например:

  1. Кирилл Дудиков – Независимая газета «Нака». У меня вопрос к господину…

Что особенно вам понравилось/не понравилось в сегодняшнем уроке? Спасибо.

  1. Егор Евсеев – Журнал «Вопросы языкознания». Вопрос к госпоже….

Чему Вы научились сегодня на уроке русского языка? Спасибо.

  1. Александр Старостин – Журнал «Мир русского слова». Вопрос к господину…

Как пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в будущем? Спасибо.

4.Ирина Суптеля – Журнал «Русская речь». Вопрос к госпоже…

Какое задание Вам показалось самым трудным? Спасибо.

5.Мария Данилова – Журнал «Русская словесность». Вопрос к господину…

Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Спасибо.

6. Анастасия Сайгачева — Журнал «Филология и человек». Вопрос к господину…

Что будете делать дальше? Спасибо.)

«Корреспонденты» задают вопросы. Школьники отвечают на них.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Формирование основ речевой культуры.

Управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность.

Развитие устной речи. Умение создавать ролевую модель общения.

Работа с информацией, обобщение, подведение итогов.

Словесная функция

учителя и учащихся.

Самопроверка.

5. Включение изученного в систему знаний.(5мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнение заданий.

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

Игра «Угадай-ка»

— Одна из групп называет опознавательные знаки лингвистического явления или понятия, а другая отгадывает, затем они меняются ролями.

Например: Часть речи, отвечает на вопросы какой? какая? какие? Может иметь краткую форму. В предложении чаще всего выполняет функцию определения. Но не прилагательное. Что это?

Оценивают свою работу, свои знания, приобретенные на уроке.

Задают вопросы (группа группе) и отвечают на них.

Самоопределение, самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного — осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Классификация установленных аналогий. Развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

Взаимооценка.

Самопроверка.

6.Рефлексия. (6 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания
  • Оценка деятельности учащихся

ТЕХНОЛОГИЯ: модель Киркпатрика (многоуровневый метод оценки): 1)реакция школьников — обратная связь: практическая польза от обучения, качество подачи материала, организация учебного процесса; 2)уровень знаний (тестирование); 3)применение знаний: анализ поведенческих изменений.

Задает вопросы:

— Какой вопрос мы исследовали на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось ли нам решить поставленные задачи?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать еще?

— Где можно применить новые знания?

А теперь выполняем тестовые задания(5 заданий).

Оцените свою работу на уроке, работу класса (по пятибалльной шкале).

Подводит итоги работы.

Выберите смайлик своего настроения.

Отвечают (индивидуально) на поставленные вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Выполняют тестовые задания. Передают учителю.

Оценивают работу (на листочках) и передают учителю.

Выбирают смайлик своего настроения.

Самоидентификация, самоуважение и самооценка.

Формирование и развитие лингвистического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Взаимооценка, самопроверка.

Домашнее задание:

1)Используя ЭОР, найти и сканировать дополнительный материал по теме «Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени» (таблицы, рассуждения, правила и др.

2)Задание на выбор:

а)сочинить рассказ на тему: «Опознавательные признаки страдательных причастий прошедшего времени и отглагольные прилагательные с суффиксом Н»;

б)написать эссе на тему: «В чем трудности изучения темы «Причастие»?

Записывают задание на дом.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации