Конспект открытого урока "Одна или две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных"
КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7-В КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ
ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ».
(Урок-исследование)
Ф.И.О. учителя: Березцова Ирина Александровна
Дата проведения: 12 ноября 2015 года
ТИП УРОКА: интегрированный – урок первичного предъявления новых знаний.
МЕСТО УРОКА В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ: 11 урок в теме «Причастие» — «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».
ЦЕЛЬ: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний по теме.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Обучающая: а) повторить сведения о правописании отглагольных прилагательных; б) выделить главные критерии грамотного написания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.
Воспитательная: воспитывать лингвистическую наблюдательность и привычку к самопроверке.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность и познавательный интерес к русскому языку, а также творческие способности учащихся.
ФОМИРОВАНИЕ УУД. 1.Личностные результаты:
— добиваться личностных результатов учащихся: а) самоопределения (внутренней позиции школьника, самоидентификации, самоуважения и самооценки); б) смыслообразования (мотивации как учебной, так и социальной), границы собственного знания и «незнания»; в) целостной и морально-этической ориентации (ориентации на выполнение морально-нравственных норм; способности к решению моральных проблем на основе децентрации; оценки своих поступков);
2. Метапредметные результаты:
— добиваться развития а) регулятивных результатов (умения управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать ее, проявлять инициативу и самостоятельность); б) коммуникативных результатов (развития речевой деятельности и навыков сотрудничества); в) познавательных результатов (работа с информацией, с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классфикации, установления аналогий, подведения под понятия).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ:
— закреплять навык работы в паре, группе и коллективе;
— закреплять навык работы с книгой: словарем, учебником, тетрадью.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ:
— прививать желание изучать русский язык;
— через проведение релаксационных пауз следить за здоровьем учащихся, снимать утомляемость.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
— проблемный;
— объяснительно-иллюстративный;
— частично-поисковый;
— словесно-логический.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
— фронтальная;
— индивидуальная;
— работа в паре;
— работа в группе;
— коллективная.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ УРОКА (применяемые в данной разработке педагогические технологии):
— технология интерактивного обучения;
— метод проектов (исследовательский);
— технология развития критического мышления;
— технология оценивания образовательных достижений:
-технология разноуровневого обучения:
— здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксационные паузы, смена видов деятельности);
— технология проблемного обучения;
— игровые технологии;
— ЭОР и ИКТ (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: Учебник русского языка, толковые словари русского языка, компьютер, общий экран; раздаточный материал: карточки.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: причастие, страдательное причастие прошедшего времени, отглагольное прилагательное, бесприставочный глагол несовершенного вида, бесприставочный глагол совершенного вида, словосочетание, главное слово, зависимое слово, система суффиксов, опознавательные признаки; опорный конспект, алгоритм, таблица, схема.
ПЛАНИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Научатся: воспроизводить своими словами правила, понятия, алгоритмы выполнения действий по образцу, алгоритму.
Получат возможность научиться отличать формы страдательных причастий прошедшего времени от отглагольных прилагательных, грамотно использовать в письменной речи страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные, создавать опорные конспекты, алгоритмы, таблицы, устные высказывания на тему, заниматься исследовательской деятельностью, отстаивать свою точку зрения.
ПЛАН УРОКА:
- Мобилизующий этап (мотивация к учебной деятельности).
- Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание того, что учащиеся должны сделать на уроке).
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний (изучение нового материала).
- Этап закрепления.
- Динамическая пауза.
- Включение изученного в систему знаний.
- Рефлексия.
- Домашнее задание по теме.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1.Мобилизующий этап. Мотивация к учебной деятельности. Создание психологического настроя (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит выполнить достаточно сложную работу: повторить пройденный материал и усвоить новый по общей теме «Причастие». Давайте вспомним те темы, с которыми мы с вами уже познакомились на предыдущих уроках русского языка. А теперь послушайте притчу: «Все в твоих руках». (Прием «Яркое пятно»). «Жил-был мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках. Разобраться в новой теме – тоже в наших возможностях. А теперь выберите смайлик своего настроения. Изменится ли оно к концу урока? | Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок. Называют уже изученные темы. Слушают притчу. Выбирают смайлики своего настроения. | Самоопределение осуществление гражданской идентификации личности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мротивации к обучению и познанию. | Целеполагание — принятие учебной задачи. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера. | Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Словесная функция учителя. Словесная функция учащихся. |
2.Самоопределение учащихся на основе антиципации (предугадывание того, что учащиеся должны сделать на уроке). (8мин.) Технология интерактивного обучения с использованием ЭОР и ИКТ. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия. | 1)Общая тема нашего изучения – «ПРИЧАСТИЕ». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Игра «Ассоциация»). 2)Повторение пройденного материала, необходимого для восприятия новой темы: а) Фронтальный опрос по теме «Причастие»: — Что такое причастие? — Какими признаками обладает причастие? — Что такое причастный оборот? — В чем особенности обособления причастного оборота? б) Индивидуальный опрос учащихся по темам с целью повторения: «Действительные и страдательные причастия настоящего времени»; «Действительные и страдательные причастия прошедшего времени»; «Отглагольные прилагательные с Н и НН в суффиксах». 3)Выполнение упражнения на правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. Лингвистический материал на общем экране: Ломаная линия – полома…ая игрушка; стираное белье – выстира…ая форма; квашеная капуста – кваше…ая в прошлом году капуста; раненый боец – ране…ый в голову боец; сушеные фрукты – высуше…ая солнцем трава; броше…ые вещи – брош…ые в угол вещи: реше…ая задача – с трудом реше…ая задача. 4)Вопросы к учащимся: — Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить это упражнение? — Какова ТЕМА нашего урока? — В чем заключается ЦЕЛЬ нашего урока? — Какие ЗАДАЧИ нам предстоит решить на этом уроке? | К каждой букве слова «причастие» подбирают слова, характеризующие причастие как часть речи. Делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Три школьника (поочередно)демонстрируют подготовленные ими тематические слайды на общем экране и комментируют их. Устно (с экрана) формулируют задание, выполняют упражнение, испытывая затруднения при определении суффиксов заявленных страдательных причастий прошедшего времени. Отвечают на вопросы учителя. Стараются сформулировать тему, цель и задачи урока. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. Умение самостоятельно определять тему урока, цели и задачи своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. | Анализ объектов с целью выделения признаков; установление аналогий, подведение под понятие; целеполагание | Самооценка. |
3.Момент осознания недостаточности имеющихся знаний (изучение нового материала). (8 мин.) Технология развития критического мышления, технология интерактивного обучения, ЭОР и ИКТ. ЦЕЛЬ: -приобретение навыков самостоятельного исследования с последующими выводами; -приобретение навыка коллективной и индивидуальной мыслительной деятельности. | Организация учебной деятельности: 1.Работа с учебником: знакомство с правилом: «Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». 3.Возвращение к упражнению на экране и повторное его выполнение. 4.Объяснение нового материала с использованием ЭОР. А теперь полученную информацию вам необходимо представить в любом виде, на ваше усмотрение. | Работа с учебником: Русский язык. 7 класс. Авт.: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: 2015(Стр.58-59). Повторное, но уже письменное выполнение упражнения (учебный материал на экране). Слушают, осмысливают. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Работают в группах по 5 человек: составляют опорный конспект, или алгоритм, или таблицу, или схему, или правило, или связный рассказ (на усмотрение учащихся). Лидеры демонстрируют результаты работы своей группы. | Оценивание усвояемого содержания. | Управление своей деятельностью, контроль, коррекция, оценка, инициативность и самостоятельность. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование. | Самооценка. Взаимооценка |
4.Этап закрепления: развитие УУД, выполнение практических заданий, проговаривание их результатов во внешней речи (7 мин.) Технология интерактивного обучения, метод исследования. Цель: приобщить к исследовательской работе; воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | 1.Распределение карточек с лингвистическим материалом (без заданий) по группам. 1-ая группа: Асфальтирова…ое шоссе, броше…ая работа, жаре…ый гусь, застрое…ый микрорайон. 2-ая группа: Изуче…ый материал, краше…ые полы, краше…ые в коричневый цвет полы, асфальтирова…ое сегодня шоссе, туше…ое мясо. 3-я группа: Избалова…ый ребенок, выпуще…ая газета, копче…ая рыба, вяза…ый мамой свитер. 4-ая группа: Дрессирова…ый медведь, пересаже…ое дерево, коше…ая трава, коше…ая вчера трава. ВОПРОС: На какие опознавательные признаки правильного написания отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени вы обращали внимание во время работы над лингвистическим материалом? Определение задания для выборочного списывания: Общий текст «Народные промыслы – детям» (учебник русского языка, стр. 60-61, упр. 135). Общее задание — прочитать текст. Задания для групп: 1-ая группа. Выписать из первого абзаца текста прилагательные с существительными, к которым они относятся, вставить пропущенные буквы. 2-ая группа. Выписать из первого абзаца текста причастия вместе с определяемыми и зависимыми словами, вставить пропущенные буквы. 3-я группа. Выписать из второго абзаца прилагательные с существительными, к которым они относятся, вставить пропущенные буквы. 4-ая группа. Выписать из второго абзаца текста причастия вместе с определяемыми и зависимыми словами, вставить пропущенные буквы. Метод «ВОДОВОРОТ»: Всем группам предлагается общее задание: Вставить пропущенные орфограммы. Передать для проверки другой группе, которая, ничего не исправляя, выставляет оценку и далее передает следующей группе. Материал для работы: 1.Пересече…ая оврагами местность. 2.Оседла…ые кони. 3. Ране… ый в голову боец. 4.Сгуще…ое молоко. 5. Броше… ые на ветер слова.. 6. Натренирова…ый спортсмен. Подводятся итоги. Сообщается о результатах. Метод «ЛОВИ ОШИБКУ». Предлагается текст (заметка в газету) с ошибками: «Самостоятельный человек не пойдет протореной дорогой, он выберет пересеченую местность, потому что интереснее преодолевать трудности, нежели жить с опустошеным сердцем. Самостоятельный человек не упадет подкошеный или израненый трудностями жизни. Сдержаный и увереный в себе, он добьется намеченой цели». Контроль за правильностью выполнения работы учащихся. | Работают в группах с карточками, самостоятельно формулируют задания. Выполняют задание на правописание суффиксов в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени в группах. Проверяют и оценивают свою работу. Краткий ответ лидера группы. Ответы на вопрос представителя каждой группы. Выписывают прилагательные и причастия с пропущенными орфограммами в суффиксах, вставляют Н и НН. Делают выводы. Лидеры групп докладывают о результатах проделанной работы. Каждая группа выполняет задание, затем передает для проверки следующей группе, и каждая выставляет оценку за проделанную работу. Передают учителю. Работа с текстом в группах, исправление допущенных в тексте ошибок. Объяснение правильного написания суффиксов причастий. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение, делать выводы. Умение создавать, применять И преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересом; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений действия. | Работа с информацией; работа с учебными моделями | Самооценка. Взаимная оценка. |
Динамическая пауза (3 мин.) Игровые технологии. Цель: сменить вид деятельности, переключиться на игру, отдохнуть. | — Мы устали от выполнения заданий. Давайте передохнем: Деловая (ролевая) игра «БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ». «У нас в гостях журналисты — корреспонденты известных лингвистических газет и журналов. Они специально приехали к нам, чтобы взять интервью. Отвечаем кратко и емко. (Например:
Что особенно вам понравилось/не понравилось в сегодняшнем уроке? Спасибо.
Чему Вы научились сегодня на уроке русского языка? Спасибо.
Как пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в будущем? Спасибо. 4.Ирина Суптеля – Журнал «Русская речь». Вопрос к госпоже… Какое задание Вам показалось самым трудным? Спасибо. 5.Мария Данилова – Журнал «Русская словесность». Вопрос к господину… Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Спасибо. 6. Анастасия Сайгачева — Журнал «Филология и человек». Вопрос к господину… Что будете делать дальше? Спасибо.) | «Корреспонденты» задают вопросы. Школьники отвечают на них. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Формирование основ речевой культуры. | Управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность. | Развитие устной речи. Умение создавать ролевую модель общения. | Работа с информацией, обобщение, подведение итогов. | Словесная функция учителя и учащихся. Самопроверка. |
5. Включение изученного в систему знаний.(5мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнение заданий. | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания. Игра «Угадай-ка» — Одна из групп называет опознавательные знаки лингвистического явления или понятия, а другая отгадывает, затем они меняются ролями. Например: Часть речи, отвечает на вопросы какой? какая? какие? Может иметь краткую форму. В предложении чаще всего выполняет функцию определения. Но не прилагательное. Что это? | Оценивают свою работу, свои знания, приобретенные на уроке. Задают вопросы (группа группе) и отвечают на них. | Самоопределение, самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного — осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Классификация установленных аналогий. Развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией. | Взаимооценка. Самопроверка. |
6.Рефлексия. (6 мин.) Цель:
ТЕХНОЛОГИЯ: модель Киркпатрика (многоуровневый метод оценки): 1)реакция школьников — обратная связь: практическая польза от обучения, качество подачи материала, организация учебного процесса; 2)уровень знаний (тестирование); 3)применение знаний: анализ поведенческих изменений. | Задает вопросы: — Какой вопрос мы исследовали на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось ли нам решить поставленные задачи? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать еще? — Где можно применить новые знания? А теперь выполняем тестовые задания(5 заданий). Оцените свою работу на уроке, работу класса (по пятибалльной шкале). Подводит итоги работы. Выберите смайлик своего настроения. | Отвечают (индивидуально) на поставленные вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку. Выполняют тестовые задания. Передают учителю. Оценивают работу (на листочках) и передают учителю. Выбирают смайлик своего настроения. | Самоидентификация, самоуважение и самооценка. | Формирование и развитие лингвистического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. | Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Взаимооценка, самопроверка. |
Домашнее задание: 1)Используя ЭОР, найти и сканировать дополнительный материал по теме «Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени» (таблицы, рассуждения, правила и др. 2)Задание на выбор: а)сочинить рассказ на тему: «Опознавательные признаки страдательных причастий прошедшего времени и отглагольные прилагательные с суффиксом Н»; б)написать эссе на тему: «В чем трудности изучения темы «Причастие»? | Записывают задание на дом. |