Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Дикие животные"

Автор публикации:
Соломович Екатерина Вячеславовна
Город (населенный пункт):
Псков
Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий.

Подготовил: учитель-логопед

Соломович Екатерина Вячеславовна

Тема : Употребление в косвенных падежах сущ. по теме «Дикие животные».

Цель: формирование умения употреблять в речи сущ. в Р.П., В.п, Т.П по теме «Дикие животные»

Задачи:

Образовательные:

- расширять активный словарь по теме «Дикие животные»

- закреплять обобщающее понятие «Дикие животные»

- совершенствовать навыки употребления в речи полных предложений;

- совершенствоватьнавыки употребления в речи простых предлогов

Коррекционно-развивающие:

- развиватьслуховоевнимание , зрительного внимания и памяти.

- развитие ассоциативного мышления в работе с загадками по мнемотаблицам.

-развитие творческого воображения при имитации животных.

- развитие общеймоторики

Воспитательные:

- формировать положительную установку на занятие;

- формировать навык переключения с одного вида деятельности на другой;

- воспитывать бережное отношение к животным;

- формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, инициативности, самостоятельности, самоконтроля.

Оборудование: макет домика, макет леса, фигурки животных, фигурки детенышей животных, муляжи корма для животных, мнемотаблицы, ноутбук с записями звуков леса, стука дятла, гудка автобуса.

Предварительная работа: чтение произведений: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко».

Ход занятия.

Действия логопеда

Действия и предполагаемые ответы детей

1. Организационный момент.

- .Здравствуйте, ребята!!!

Ребята, нам в группу сегодня пришло письмо. И я вам егопрочитаю:

«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите,
И нас срочно помирите!
Жители леса».
- Откуда, от кого онопришло?

- Они просят помочь, что же делать?

- Ну что, отправимся на помощь к жителям леса?

  • II.Основная часть.

- Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, кто живет в лесу.

- Ребята, а как мы их всех назовем одним словом?

- Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
- Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

- А какое животное самое большое?

- А самое маленькое?

- Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, теперь можем отправляться на помощь жителям леса.
- Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес?

- Давайте представим, что мы едем на автобусе!

Во время езды на автобусе детки слушают запись «Звуки леса»

- Что же вы слышите?

«Далеко - близко».

- Вот мы с вами и приехали в лес. Но где же животные? Они все попрятались!

Вы что-то слышите?

Включается запись со стуком дятла по дереву.

- Ребята, а что мы сейчас слышим? Кто это стучит?

- А давайтеузнаем, далеко он находится от нас или близко?

Дети прослушивают запись стука дятла громко и тихо и определяют далеко находится дятел или близко.

- Молодцы, вы хорошоопределилидалеко находятся от нас дятел или близко.

Ну а мы должны отправиться на помощь животным. Давайте погуляем и поищем животных.

Игра «Кто в домике спрятался?»

- А вот и домик, интересно, а кто в домике живет? Тишина! Окна заперты. Давайте же постучимся и заглянем в окна, может быть, они тут спрятались?! Вот кого вы найдете, того и назовете. Садитесь на стулья.

(Логопед по одному приглашает детей к домику).

- Ваня, открой синее окно

Кого ты нашел?

- Артем, откройзеленое окно.

Кого ты заметил ?

- Даня, открой красное окно.

Кого ты нашел?

- Открой желтое окно

Кого ты увидел ?

- Ульяна, открой коричневое окно.

Кого ты заметила?

- Молодцы ребята, нашли всех животных. И они так обрадовались и хотят поиграть с нами в прятки. Ну что, поиграем?

Игра «Кого не стало?»

Логопед выставляет фигурки 5 животных.

- Посмотрите на фигурки животных и постарайтесь запомнить. Закройте глаза. А теперь открывайте! (в это время логопед убирает одну фигурку). Кого не стало?

- Снова закрывайте глаза. А теперь открывайте! Кого не стало?

Игра «Кто где живет?» (устно)

- Молодцы, животные очень довольны, что вы с ними поиграли.Помните, животные в письмеписали, что они не могут вспомнить, где они живут, поэтому и спрятались все в одном домике.Мы подойдем к нашему лесу и подскажем животным, где они живут?

Дети и логопед подходят к макету леса, расположенном на ковре. Присаживаются на ковер.

Где живет медведь?

- Где живет белка?
- Где живет заяц?
- Где живет лиса?

- Молодцы ребята! Мы животных нашли, с ними поиграли, подсказали им, где они живут

Игра «Кто чем питается»

Ребята, животные вернулись всвои домики, но они наверно проголодались. Покормим их?

На ковре стоит корзина с кормом для животных.

- Артем, какому животному ты помог найти свои домик?

-Чем питается заяц?

Возьми морковку и покорми зайца.

Ребенок берет из корзины морковь и кладет ее рядом с зайцем.

- Даня, какому животному ты помог найти домик?

- Чем любит лакомитьсямедведь?

Возьми из корзины малину и угости медведя.

- Ульяна, кому ты помогла вернуться домой?

- Кого может съесть лиса?

Подойди к корзине, возьми то, что может съесть лиса

- Артем, кому ты помог вернуться домой?

Что любит есть волк?

Найли в корзине мясо и покорми волка

-Саша , кому ты помог вернуться домой?

- Что же любит щелкать белка?

Возьми орехи из корзины и угости белку.

- Ребята, вы молодцы!!!Теперь животные, сытые.

Давайте, поиграем. Встаньте в круг!

Подвижная игра «Кто как передвигается?»

- Мы сейчас с вами будем показывать разных животных.

- Даня, покажи нам, как прыгает заяц?

- Артем, покажи нам, как подкрадывается лиса?

- Ульяна, покажи нам как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево.

- Артем К. Покажи нам, как ходит медведь?

- Кирилл, покажи нам как за добычей бегает голодный волк.

- Молодцы, вы знаете, даже как животные передвигаются!

Ребятки, случилась беда - кто-то распугалдетенышей наших животных . Давайте вернем их родителям.

Во время выполнения физминутки логопед достает детенышей животных.

Игра «Мамы и детеныши».

Ребятки, давайте подойдем к нашему лесу. Каждый из вас возьмет в руку детеныша и поставит к его маме.

- Кирилл, кого ты взял ?

- Кто мама бельчонка?

- Поставь бельчонка к его маме.

- Даня, кого ты взял?

- Кто мама волчонка?

- Верни волчонка его маме волчице

- Ульяна, кого ты взяла?

- Кто мама лисенка?

- Помоги лисенку найти свою маму – поставь его рядом.

- Артем, кого ты взял?

- Кто мама у медвежонка?

- Поставь медвежонка к его маме медведице.

- Артем К., кого тывзял?

- Кто мама зайчонка?

- Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им найти друг друга.

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам вернуться, вы знаете дети?

Ой, а автобуса что-то все нет и нет.

- Ой, ребята, а тут какой-то конвертик лежит. Дайте-ка посмотрю что внутри. (Открывает конверт с мнемотаблицами).

- Тут лежит записка, я вам ее прочитаю:

«Чтобыприехал автобус нужноотгадать загадки

- А вы умеете отгадывать загадки? (Достает мнемотаблицы)

- Надо же, какие-то картинки непонятные,кажется, это и есть загадки?!

- Ну, слушайте.

Толкование загадок о животных по мнемотаблице

- Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку.

- А как вы догадались?

- А на обратной стороне карточки есть отгадка, (переворачивает и показывает изображение животного), правильно, это заяц.

- Слушайте вторую загадку:

Не мышь, не птица, в лесу резвится.

На деревьях живет, орешки грызет.

- Почему вы считаете, что это белка?

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед.

А зимой сосет он лапу.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

Рыжая плутовка,

Всех обманет ловко,

Кур сворует и в леса.

И зовут ее ....

Логопед входит в группу

Из леса…….

Да!

Лиса, белка, заяц, медведь, волк.

Животные

Дикие животные

- Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу, …..

- Медведь.

- Белка

- На автобусе, на машине, на велосипеде.

(Дети строятся друг за другом и передвигаются по кругу)

- Я слышу пение птиц

- я слышу шум деревьев

- Это стучит дятел.

- Я нашел белку.

- Я заметил волка.

- Я нашел зайца.

- Я увидел лису.

- я заметила медведя.

-Да!

- Не стало медведя.

- Не стало волка

- Не стало лисы.

- Не стало зайца.

- Не стало белки

- Медведь живет в берлоге.

- Белка живет в дупле (на дереве).

- Заяц живет под кустом.

- Лиса живет в норе.

- Волк живет в логове



Я помог найти домик зайцу.

Заяц питается морковкой.

- Я помог найти домик медведю.

- Медведь любит лакомиться малиной.

-

Я помогла вернуться домой лисе.

-Лиса может съесть курицу.

- Я помог вернуться домой волку.

- Волк любит есть мясо.

- Я помог белке.

- Белка любит щелкать орехи.

Ребенок изображает как заяц прыгает.

Ребенок изображает как подкрадыватся лиса.

Ребенок показывает как белка щелкает орешки и прыгает с дерева на дерево

Ребенок изображает походку медведя.

Мальчик изображает как бегает волк.

- Я взял бельчонка

- Мама бельчонка белка.

- Я взял волчонка

- Мама волчонка волчица

- Я взяла лисенка

- Мама лисенка лиса

- Я взял медвежонка.

- Мама медвежонка медведица.

- Я взял зайчонка

- Мама зайчонка зайчиха

Поехать на автобусе.

- Это заяц!

- У зайца длинное ухо, любит морковку …….

- Это белка!

- Белка живет на дереве и грызет орешки…

- Это медведь!

- Это волк

- Лиса

3. Итоговая часть.

- Молодцы!

Раздаетсязвук подъезжающего автобуса

- Ну вот и наш автобус, поехали обратно в детский сад!!!

Звучит мелодия

- Ну вот мы и приехали. Где мы?

- Вам понравилось наше приключение?

- Где мы сегодня побывали?
- Кому мы сегодня помогли?

- А как мы им помогали?

- Вы все молодцы, замечательно занимались.

- В детском саду.

- Да!

- В лесу.
- Диким животным и их детенышам

- Искали, играли с ними, угощали, детенышей нашли…..

(Дети прощаются и выходят.)

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации
Дополнительный файл: