Совместный проект учителя и учащихся по теме "Путь к успеху"

Автор публикации:
Прокопьева Марина Геннадьевна
Город (населенный пункт):
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Совместный проект учителя и учащихся по теме

«Путь к успеху»

(на примере жизни и творческой карьеры Эдит Пиаф – к 100-летию со дня рождения певицы)

Действующий федеральный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающий их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Выпускник основной школы призван осознавать и применять ценности человеческой жизни, активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда и творчества, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, сотрудничать для достижения общих результатов, ориентироваться в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества. Всему этому способствует осуществление обучающимися проектной деятельности, актуальность которой сегодня не вызывает сомнений.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные образовательные программы основного образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Предлагаем совместный проект учителя и учащихся 9 класса по теме «Путь к успеху» (на примере жизни Эдит Пиаф).

19 декабря 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения Эдит Пиаф. Более полувека прошло со дня ее смерти, но до сих пор ее имя французы произносят с трепетом, считая ее не просто великой певицей, но и воплощением духа Франции. Ее гений, похоже, был вознесен из преисподней. С первого мгновения своего рождения она, словно искалеченный зверек, сражалась за элементарное право выжить. Ее затмевающая иных звезд слава – награда за мученическое детство. Ее мученическая смерть – расплата за яркий и безграничный талант.

Пиаф всю жизнь играла на сцене только саму себя - девочку из бедных кварталов Парижа, женский аналог Гавроша. Однако, по сути, эти образы были действительно похожи...

Предмет исследования составляют факты биографии, воспоминания современников, творческое наследие Эдит Пиаф.

Целью проекта является знакомство с интересными фактами из жизни выдающейся французской певицы Эдит Пиаф для духовно-нравственного развития, осознания ценности труда и творчества, проявления творческой активности обучающихся.

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

1. ознакомиться с этапами жизни и творчества Эдит Пиаф;

2. представить жизнь Пиаф в виде шарад, ребусов и загадок;

3. разгадать тайны имени и голоса великой певицы;

4. ознакомиться с поэзией, посвященной жизни и творчеству знаменитой француженки.

Представляемый проект является результатом не только внеурочной деятельности обучающихся, но и свидетельствует об интересе к стране изучаемого иностранного языка.

Метапредметные связи: музыка, литература, история, физика.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при изучении иностранного языка в целях формирования дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии самосознания на основе знакомства с жизнью известных личностей страны изучаемого языка, расширения лингвистического кругозора и лексического запаса, использования иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания.

Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:

- исследовательские;

- творческие;

- сюжетно-ролевые;

- информационные;

- прикладные.

В нашей работе мы использовали исследовательский, информационный и творческий типы. Наш проект представляет собой авторские разработки учителя и учащихся по следующим темам (авторы всех разработок являются победителями и призерами различных конкурсов):

1. Блиц-опрос «Трагедия жизни и любви» - Прокопьева Марина Геннадьевна (победитель – III место во Всероссийском творческом конкурсе «Умнотворец»), во время которого я в быстрой форме вопросов с ответами «да» или «нет» познакомила и увлекла учащихся непростой, полной трагизма, но такой интересной жизнью маленькой и великой женщины по имени Эдит Пиаф;

2. «Жизнь Эдит Пиаф в ребусах и шарадах» – Прокопьева Марина Геннадьевна (свидетельство о публикации методического материала на страницах всероссийского электронного журнала работников образования me-po.ru), где я представила занимательные задания из жизни и певческой карьеры Эдит Пиаф в необычной форме занимательных загадок. В качестве примера приведу одну шараду:

Первая часть слова – название красной планеты.

Вторая часть слова – хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых.

Целое слово – любимое женское и мужское имя Эдит Пиаф.

(Ответ: Марсель = Марс + ель).

3. «Жизнь Эдит Пиаф в фотографиях» - Прокопьева Марина Геннадьевна (свидетельство о публикации методического материала на страницах электронного СМИ), где я в форме викторины предъявляла фотографии Эдит Пиаф с ее собственными комментариями из книги «Жизнь, рассказанная ею самой». Приведу один пример:

8. «… сначала я считала его бездарью, прорвавшимся на сцену со своими ковбойскими песенками, причем бездарью самоуверенной. Наверное, только самоуверенные бездари и способны чего-то добиться….» О ком из своих учеников и близких друзей она говорит?

(Ответ: об Иве Монтане, настоящее имя которого – Иво Ливи).

Сочинения учащихся:

4. Емельянова Татьяна (победитель – III место в III Всероссийском конкурсе «Гордость России». Номинация: Литературное творчество. Любимые мужчины Эдит Пиаф), в котором ученица приводила стихи:

Каких мужчин ей дало провиденье:

Марсель Сердан, Монтан и Азнавур!...,

а также рассказывала историю ее любви с Тео Сарапо, которого по ее собственному признанию она ждала всю жизнь.

5. Когут Софья (победитель - I место во Всероссийском турнире знатоков «Покори олимп». Номинация: Виртуальная экскурсия по музею Пиаф»), которая провела нас по комнатам маленького музея: «Ты поднимаешься по лестнице и оказываешься в гостях у Эдит Пиаф. Под звуки музыки и ее голоса ты входишь в комнату, до предела наполненную экспонатами, связанными с различными этапами жизни прославленной певицы…»).

6. Филиппова Валерия (победитель – II место в III Всероссийском конкурсе «Гордость России». Номинация: Литературное творчество. По страницам семейного альбома…), которая представила фотографии из семейного альбома со своими комментариями. Пример: Это одна из первых после прозрения фотографий маленькой Эдит. Ей здесь не более шести лет, но она уже познала трудности жизни:

…она родилась в городе Париже,

В суровые, военные года.

Страдала эпилепсией и грыжей,

И досыта не ела никогда…

7. Тетерина Екатерина (победитель – I место во Всероссийском турнире знатоков «Покори олимп». Номинация «Мое лучшее сочинение»), в сочинении которой есть такие слова: «В жизни каждого человека бывают периоды, когда жизнь кажется трудной, возникают проблемы, которые кажутся нерешаемыми, когда наступает апатия и ничего не хочется делать. Вот в такой период надо просто вспомнить историю жизни удивительно сильной женщины, которая несмотря ни на что, смогла достичь вершины славы – имя ее Эдит Пиаф»….

8. Пестряков Анатолий (Призер – лауреат всероссийского творческого конкурса «Умнотворец» - Музей Эдит Пиаф), который подготовил информацию о создании музея Эдит Пиаф.

Кроссворды учащихся:

9. Базарова Эржена (победитель – I место во Всероссийском турнире знатоков «Покори олимп». «Жизнь, рассказанная ею самой»);

10. Леонтьев Тимур (победитель - III место во Всероссийском творческом конкурсе «Умнотворец». «Жизнь Эдит Пиаф в именах»);

11 . Рабинович Максим (победитель - II место во Всероссийском творческом конкурсе «Умнотворец». «Маленький воробышек Парижа»). Ребята составили интересные вопросы из жизни Пиаф и представили их в виде кроссвордов. Вот некоторые вопросы: Кто из близких друзей Эдит Пиаф называл ее глаза «глазами прозревшего слепца»? Он умер через три часа после ее кончины. (Ответ: Жан Кокто) или: Назовите имя человека, который дал Эдит сценическое имя – Пиаф (ответ: Раймон Ассо).

Исследовательские работы:

12. Загайнова Анастасия (победитель – II место во Всероссийском турнире знатоков «Покори олимп». Номинация «Мой проект»), в которой ученица попыталась ответить на вопрос насколько Эдит Пиаф подходит ее имя. Ученица представила работу в виде таблицы: Значение имени Эдит

Имя Эдит происходит из староанглийского языка от слов "ead" – владение и "gyth" - борьба.

Вся жизнь Эдит Пиаф – борьба, она боролась за право жить и видеть мир своими глазами, боролась за право петь и быть услышанной, боролась за право любить и быть любимой.

…В заключении работы приводятся слова: «С таким именем она не останется незамеченной». Эдит она была названа матерью, родившей ее на улице Бельвиль в честь молодой англичанки Эдит Кэвелл, расстрелянной за шпионаж за несколько дней до рождения героини моего исследования».

13 - 14. Лыхин Роман, Слобожанинов Дмитрий (Призер – лауреат всероссийского творческого конкурса «Умнотворец». Проект «Самый узнаваемый голос столетия»),которые попытались с точки зрения физики подготовить сообщение о голосе, диапазон которого охватывает почти три октавы, о голосе, который по праву считается одним из самых узнаваемых голосов XX века.

При подготовке к данному проекту учитель и учащиеся находились в совместном творческом поиске, нас объединяло одно общее дело. Мы читали книги, обсуждали статьи, помогали друг другу находить эпиграфы и цитаты Эдит Пиаф, готовили работы к отправке на конкурсы и с нетерпением ждали результатов, радовались успехам друг друга. Проектная деятельность имеет общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности. Учащиеся приобретали новые знания из разных источников, работали индивидуально и в группах, развивали творческий и исследовательский потенциал.

Итогом нашей совместной работы явился небольшой сборник, в который вошли все перечисленные работы:

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

2. . Николай Надеждин «Эдит Пиаф. Секрет успеха» Москва «Астрель» 2011

3. Симона Берто «Эдит Пиаф» Издательство «Искусство» 1991

4. Эдит Пиаф «Жизнь, рассказанная ею самой» Москва «Яуза-Пресс» 2013.

5. Интернет-ресурсы

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации