Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Здоровьесберегающие технологии

на уроках биологии.

Что такое здоровье?

Действительно, ну кто же не знает, что здоровье — это … И вот тут возникает проблема — как же все-таки его определить? Хорошее самочувствие? Да. Красивая фигура и привлекательная внешность? да. Высокая работоспособность? Безусловно. Способность развиваться и совершенствоваться? Без сомнения. А кто более здоров — инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий насыщенной и интересной жизнью, сумевший реализоваться в профессиональной сфере, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни, не стремящийся к совершенству и развитию?

Суть средневековых представлений о здоровье отражена в кодексе здоровья:

«Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».

Здесь здоровый человек — тот, кто способен примирить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств, довольствоваться имеющимся. Самым популярным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье — это «состояния полного физического, душевного и социального благополучия». И в этом случае здоровым оказывается не тот, у кого «ничего не болит», а тот кто способен эффективно выстраивать связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешный. Если при нормоцентрическом подходе инвалид — это тот, кто имеет какое-либо физическое отклонение от нормы, то в адаптационной модели здоровья характеристика «инвалид» отражает не только физическую, но и социальную ущербность человека, неспособного эффективно взаимодействовать и жить в обществе. С этой точки зрения человек, имеющий физические отклонения, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как «неполноценный», больной (не случайно сегодня вместо определения «инвалид» все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями»). Действительно, как можно назвать «неполноценными» участников паролимпийских игр, которые, несмотря на серьезные физические отклонения, побеждают в сложных спортивных соревнованиях.

Сегодня все чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. Подлинно здоровый человек в этом случае тот, кто не просто «благополучен», но стремиться к совершенствованию, раскрытию и приумножению собственных способностей и возможностей, расширению связей с окружающим миром.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика особенно для детей с нарушением опорно-двигательной системы. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке — это физминутки, чтобы ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Упражнения во время физминутки могут быть проведены ввиде игры: «Море волнуется раз...», «Соловушка», ввиде четверостишия. Стречинг («игропластика») — использование упражнений на подвижность суставов, потягивания. Используемые упражнения лежат в основе древней оздоровительной гимнастики Индии и Китая. Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Легкое массирование глазных яблок, круговые движения, поднятие глаз вверх, вниз и в сторону, концентрация взгляда на удаленный предмет. Немаловажную роль играет и орган слуха. Упражнения для улучшения слуха — легкое массирование ушной раковины в течение 3-4 минут и легкое массирование козелка.

Учащиеся обучаются упражнениям на дыхательные движения (брюшное, грудное и ключичное). Грудное дыхание — сосредоточить дыхание на ребрах, Ключичное дыхание — сосредоточить внимание на верхних отделах легких, полное дыхание — внимание направить на легкие.

При проведении физминуток обязательно упражнения проводятся с учетом возраста. В младших классах — это расслабление кистей рук, в средних — упражнения для верхнего плечевого пояса, в старших — для шейно-грудного отдела позвоночника. Полезно ученикам самим делать поглаживание, растирание, разминание шеи, плеч и рук — именно они напрягаются при долгом сидении в первую очередь, поэтому, расслабив их, учащийся почувствует прилив энергии.

Очень важно для здоровья — особенность питания. Чаще всего человек выбирает пищу не по полезности, а по вкусу. В этом кроется причина неполноценного питания людей, не обеспечивающего клетки всем необходимым.

Как известно, ребенок с нарушением речи чувствует себя ущербным в обществе и порой он замыкается в себе; на помощь приходят дефектологи. А как быть с биологической терминалогией, особенно для детей с нарушением речи, тут приходит на помощь учитель — предметник. Дети с трудом произносят термины или совсем не могут произнести их и тогда им предлагается индивидуально прочитать термин, составить словосочетание или предложение с использованием этого термина, составить слово из азбуки, применить загадки. Отрабатывая систематически на пятиминутных паузах произношение терминов, ребенок получает удовлетворение.

Проводятся занятия по развитию всех видов памяти. Можно использовать карточки с изображением различных животных и классифицировать их на классы и отряды; растений на классы и семейства; органы человека распределить по системам. По развитию логики можно применить таблицы, рисунки по которым можно составить цепочку, например, физиологических процессов происходящих в организме человека (пищеварительная система, кровеносная система и т.д.)

Здоровье — основополагающая ценность, имея которую, человек может наилучшим для себя образом решить свои жизненные задачи, полностью реализовать свой потенциал.

(учитель биологии Ибрагимова Наджия Амировна, Уфа, ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательной системы)

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации