«Употребление «обувной» лексики»

Автор публикации:
Бахарева Наталья Геннадиевна
Город (населенный пункт):
Кировград

Тема «Употребление «обувной» лексики»

Автор: Бахарева Наталья Геннадиевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 2 г. Кировград Свердловская область

Цели: привлечь внимание общественности к языковым проблемам, связанных с употреблением «обувной» лексики; повысить уровень фоновых знаний учащихся и их родителей; повышение мотивации обучающихся к предметам русский язык литература, история, биология.

Задачи: познакомить с грамматическими нормами употребления «обувной» лексики, формировать коммуникативные умения.

Наглядность: мультимедийная презентация, рисунки, танцы.

Вас приветствует группа «Далевцы».

Мы начинаем выступать.

Для кого? Для чего?

Чтоб образованными стать,

Наш язык познавать.

Мы начинаем просвещать,

Привлекать, удивлять,

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Но станем грамотнее мы

И умней, и умней.

А тема нашего выступления…А впрочем, вы догадаетесь сами, посмотрев фрагмент из фильма «Служебный роман».

Фрагмент (аудитория догадывается, что тема выступления связана с обувной лексикой)

Мир обуви сегодня разнообразен, неповторим, и информацию об этом мире мы подчеркнем из журнала «Shoes», что значит обувь.

В журнале 6 разделов.

Раздел 1. «Этимологическая справка»

Обувь. Общеслав. Образовано суффиксальным путем от обути (обуть).

Обуть. Общеслав. Образовано с помощью приставки об от ути – «надевать обувь».

Обуть – разуть

Раздел 2. История обуви.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Историк Эрик Тринакус из Университета Вашингтона, пришёл к выводу, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Он проанализировал особенности скелета живших там в эпоху среднего и позднего палеолита людей, обращая внимание на мизинец стопы, заметил, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться и форма стопы. Эта характерная деформация связана с постоянным ношением обуви.

Обувь с момента возникновения претерпела серьезные изменения. Эволюция обуви у каждого народа своя. Она зависит от климата, национальных традиций, социального положения.

Сейчас обувь редко заказывают сапожнику, ее шьют на фабриках и продают в магазинах любого размера, цвета, фасона.

Современный человек редко обходится без обуви. Даже подсчитано, что для нормальной жизни человеку требуется не менее 8 пар.

Согласно ГОСТ 23251 «Обувь. Термины и определения» к видам обуви относятся: сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии, туфли комнатные, чувяки, мокасины, пантолеты, опанки, таби.

Обувная лексика имеет одну особенность. Бог создал нас двуногими, поэтому обувные существительные – это парные существительные. Мы редко употребляем эти существительные в единственном числе.

Одна туфля – пара туфель

Один ботинок – пара ботинок

Один валенок – пара валенок

Один сапог – пара сапог

Еще одна особенность обувной лексики. Она сочетается только со словом «надеть» (проговори схему).

А сейчас мы переходим к 3 разделу, который состоит из 6 страниц. Каждая страница посвящена тому или иному виду обуви.

Страница 1 «Хрустальная туфелька» (танец под музыку)

Шарль Перро обул Золушку в хрустальные туфельки. Давайте вспомним кадры из этой сказки.

Со словом «туфля» связана серьезная орфоэпическая проблема. Читает со слайда.

Герой фильма из комедии «Кавказская пленница» вот так произносит это слово.

Стоим мы перед выбором и тогда, когда употребляем слово во множественном числе родительном падеже. Читай со слайда.

Эту проблему разрешит орфоэпический словарь. Читай со слайда.

Вернемся к тем слайдам и зачеркнем неправильные варианты. Проговори с залом запоминалку.

Во множественном числе родительном падеже правильно говорить нет тУфель.

Раздел 3 продолжается. Страница 2. «Ботинки». Танец под музыку.

Ботинок. Появление: XVIII век, от фран. bottine от botte «сапог».

В орфоэпическом словаре сказано: читай со слайда. С залом проговори запоминалку.

Страница 3. «Сапожки»

Танец под песню «Кадриль»

Сапог. Появление: XI - XII век, от древнерусского «сопеть» из диалектного соп «печная труба».

Ни одна женщина не устроит перед красивыми модными сапогами. Как не устояла секретарша Верочка из фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман».

Возникает вопрос: а как правильно нет сапог или сапогов?

Запомните! Читай со слайда

Правильно только так.

Повторим стих. Вместе с залом.

ы редко носим обувь на босую ногу. Поэтому к этой странице будет приложение, связанное с чулками и носками.

Запомните!

Носки – пара носков

Чулки – пара чулок

Носки короткие – слово длинное: носков

Чулки длинные – слово короткое: чулок

Страница 4 посвящена самой популярной обуви зимой – валенкам. Танец под музыку.

Валенки делают особым способом – валяют. Слово «валять» произошло от древнего слова, которое имело значение «катать, вертеть».

Самый проблемный момент – это снова родительный падеж множественное число – надо говорить нет валенок.

Страница 5 посвящена домашней обуви – тапочкам.

Запомните! Читай со слайда

Страница 6 посвящена летней обуви – сандалиям.

САНДАЛИИ – заимств. из греч. языка, где sandalion является переоформлением перс. sandal – «башмак, туфля». У древних греков, римлян и египтян - обувь, состоящая из подошвы без каблука, прикрепляемой к ноге ремешками. Римляне называли свои сандалии solea. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса.

Читай со слайды

Раздел 4 «Школьная обувь».

А в чем же ходят школьники школы № 2?

Всегда ли та обувь, которую мы носим является здорово?

Каблуки, как справедливо считают, подчёркивают в девушке женское начало. Визуально удлиняя ноги, они превращают владелицу модных туфель в топ-модель. Однако врачи предупреждают: пристрастие к высоким каблукам может обернуться гинекологическими проблемами. Смещение центра тяжести тела, которое возникает при ходьбе на каблуках, приводит к образованию добавочного изгиба в поясничном отделе и грыже межпозвоночных дисков. В результате страдают различные органы малого таза.

Эту обувь ортопеды считают самой травматичной. При ходьбе движение имеет несколько фаз. Нога опускается на пятку, затем перекатывается на свод стопы и на носок. А платформа не позволяет сделать ни одного из этих движений.

Главная проблема в плоской подошве. В результате модник может заработать плоскостопие и хронические боли в ногах.

Им врачи присудили первое место в рейтинге вредной для здоровья обуви. Конечно, одна из проблем опять же в абсолютно плоской подошве балеток, но есть у них и свои специфические недостатки.

Например, большинство балеток не имеют ни шнурка, ни резинки и держатся не на всей ноге, а фактически только на пальчиках. Из-за этого пальцы ног приходится напрягать и поджимать чуть ли не при каждом шаге, либо вырабатывать не очень красивую шаркающую походку. Результат — деформация пальцев и суставов, костные мозоли, боли в коленях. Впоследствии постоянно скрюченные пальцы фиксируются в таком положении, и найти подходящую обувь становится всё сложнее.

В последнее время многие школьники, подростки, студенты стали повседневно, с утра до вечера носить кроссовки, кеды, полукеды. Это они делают напрасно.

Кроссовки и кеды - обувь, имеющая вполне определенное назначение: для занятий спортом. Однако когда кроссовки и кеды используют не по назначению, они могут сослужить далеко не добрую службу.

Если в течение целого дня их не снимать, ноги потеют, внутри обуви накапливается влага. От постоянной влажности и перегрева раздражается кожа ног, появляются опрелости.

Повышенная температура и влажность внутри обуви и чрезмерная ее гибкость ведут к расслаблению опорно-связочного аппарата, отчего развивается плоскостопие, нога расширяется.

Отметая все вышеперечисленные виды обуви, остановимся на туфлях. Почему? Они эстетично смотрятся, выгодно подчеркивают сдержанный стиль в одежде (наилучший для школьной моды), нога ребенка в туфлях не замерзнет и в то же время не вспотеет (если модель выбрана правильно и туфли сделаны из натуральных материалов). Туфли должны понравиться и мальчикам, очень часто можно встретить модели на шнуровке, что в какой-то мере напоминает любимые кроссовки.

В 15-16 лет, когда рост стопы прекращается, можно носить туфли на каблуке не выше 3-4 сантиметров, а в 17-18 лет – на каблуке не выше 5 сантиметров, но не каждый день, а изредка – в гости, в театр.

Правила выбора школьной обуви

üСтарайтесь покупать обувь из натуральных материалов. Искусственные «не дышат», нога ребенка потеет, внутри скапливается влага. Натуральными материалами должна быть выполнена хотя бы внутренняя отделка обуви.

üОбувь не должна быть «впритык». «Зазор» для школьной обуви 5-7 мм нужен для того, чтобы во время ходьбы оставалось место для естественного движения ноги. Пальцы ног должны беспрепятственно двигаться, нога должна чувствовать себя свободной.

üКаблук у школьной обуви должен быть обязательно. Даже у младших школьников. Наличие небольшого каблука позволяет равномерно распределять нагрузку на все отделы стопы. Оптимальная высота каблука для школьников – 1-2 см, для старшеклассников – 2-3 см.

üПодошва не должна быть слишком жесткой. В противном случае нарушается естественный перекат стопы во время движения, нога быстрее устает, идет нагрузка на позвоночник.

Теперь, когда вы узнали, какая же обувь здоровая, мы переходим к 5 разделу.

Сейчас существуют разные способы ухода за обувью. Но среди них самый главный – обувь должна быть чистой. Точно так же считает и герой из фильма «Москва слезам не верит».

Раздел 6. С обувью связаны многие фразеологизмы. Вспомним некоторые из них.

üДва сапога пара

üСесть в галошу

üНе лыком шит

üЛыко не вяжет

üБыть под каблуком

üСапожник без сапог

üНе лаптем щи хлебаем

üСапоги каши просят

Страницы журнала «Shoes»подходят к концу. Хотим мы закончить двумя цитатами.

Едва ли не самые важные вещи в жизни — хорошая кровать и удобная обувь. Ведь мы всю жизнь проводим либо в кровати, либо в обуви.

Марсель Ашар

Всегда носите дорогую обувь. Люди это замечают.

Брайан Кослоу

Наше выступление проходит в преддверие наступающего Нового года – года змеи. Многие уже покупают новогодние подарки, праздничные наряды. А какой новогодний наряд без красивой, стильной, здоровой обуви. С наступающим Новым годом!

Поем песню

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации
Дополнительный файл: