Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии

Целью личностно-ориентированного обучения в школе-интернате является заложение в ребенке механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.

Исходя из этого, определяются его основные человекообразующие функции:

— гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни, личностной свободы и возможности максимальной самореализации собственного потенциала. Средством реализации данной функции на уроках и вне уроков являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество,

— функция социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, социальная позиция, самосознание.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция учителя:

— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремле­ние педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ре­бенка и умение стимулировать это развитие;

— отношение к ребенку как субъекту собственной учебной дея­тельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять соб­ственную активность;

-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социаль­ные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержаниеличностно ориентированного обучения и воспитания определяет­ся его направленностью на удовлетворение экзистенциальных потреб­ностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личнос­тного существования: свобода и свободный выбор себя, своего миро­воззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответ­ственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и твор­чество. Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг инте­ресующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взгля­дов, позиций, научных подходов, проектирования различных возможных решений познавательных и практических задач.

Объектом педагогической деятельности (в том числе и в усло­виях личностно ориентированного образования) является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, са­мостоятельности, инициативы, интересов), для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образова­тельной среды.

О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, то есть тех условиях, в которые попадает ученик в процессе учебной деятельности в школе-интернате:

межличностные отношения ученика с людьми, с которыми проис­ходит общение ученика в школе-интернате — пе­дагогами, одноклассниками, другими учащимися;

— направленность и особенности организации учебного процесса, важными из них являются приоритетные методы учения, ориентация на коллективные/индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками и др.;

степень профессиональной компетентности педагогов школы, «качество» преподавательского корпуса

материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, наглядных пособий, школьного оборудования и ме­бели, соблюдение санитарно-гигиенических требований и др.).

На уроках географии и классных часах личностно-ориентированное образование реализуется:

— Формированием и стимулированием субъектной позиции учащихся (уважительное отношение к самостоя­тельности мнений, суждений и выводов ученика, создание ситуаций выбора; приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьни­ков)

— Созданием условий для проявления и развития индивидуальности (опора на субъектный личностный опыт учеников, активное принятие оригинальности, своеобразия предложений, мнений учеников, их выводов и оценок; формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других)

— Ориентацией на Формирование учебной деятельности школьников (развитие мотивационной сферы учащихся; создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и са­мооценки, поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе)

— Учетом психофизиологических особенностей учащихся (использование приемов внешней и внутренней дифференциации; выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся; использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности)

— Ориентацией на развитие внутренних мотивов учения: стимули­рование и становление собственного (личностного) смысла учения (создание ситуаций успеха; помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;)

— Ориентацией на разви­тие познавательных (интеллектуальных) способностей (постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; поощрение творческой активности учащихся; использование сюжетно-ролевых игр).

Учащиеся выступают на уроках географии и классных часах в качестве соавторов и проявляют следующие качества:

– активность;

– ответственность;

– самоконтроль;

– самодисциплину;

– умение участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию;

– стремление к взаимопониманию.

Учителем создается на уроке личностно-ориентированная ситуация, соответствующая личностному опыту педагога, сфере, в которой хотел бы реализовать себя ученик, значимой жизнедеятельности, в которой будут востребованы личностные функции воспитанника, также на уроке используется технологии личностно-ориентированного обучения: система диалогов с носителем личностного опыта, игровая имитация социального пространства личностной самореализации, имитационно-ролевая ситуация. Уроки отличает атмосфера доверия и доброжелательности способствовавшая проявлению личностных качеств воспитанников.

В заключение отмечу характеристики личностно ориентиро­ванного взаимодействия:

1. бережное отношение к ребенку по принципу «не навреди», ког­да при планировании и осуществлении воспитательных воздействий ис­ключается риск нанесения ребенку душевной травмы. Принципиально важна вера в силы ребенка, которая обеспечивается прежде всего адекватной оценкой того, что уже в нем есть, отказом от убеждения в своем превосходстве над ребенком и взгляда на него как на существо, во всех отношениях менее совершенное.

2. не авторитарное воздействие на ребенка, а создание среды, стимулирующей позитивные изменения в поведении ребенка и его отно­шении к миру. Действия учителя при этом направлены на повышение статуса ребенка, организацию его поддержки со стороны других детей.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации