Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка

Автор публикации:
Скоробогатько Елена Александровна
Город (населенный пункт):
город Воронеж

«Сенсорное воспитание ,как основа всестороннего развития ребёнка.»

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов :их форме ,цвете ,величине ,положении в пространстве ,а также запахе ,вкусе.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить .Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств ,накопление представлений об окружающем мире .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в детском саду ,имеет формирование у них познавательной деятельности ,осуществление сенсорного воспитания ,как основы всестороннего развития ребёнка.

Дошкольный возраст –период первоначального ознакомления с окружающей действительностью .Вместе с тем ,в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребёнка .Ребёнок познаёт предметный мир .а также явления природы ,события общественной жизни ,доступные наблюдению .Кроме того ,он получает от взрослого сведения словесным путём :ему рассказывают ,объясняют, читают .Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Сенсорное воспитание во время непосредственно организованной деятельности является основой организации чувственного опыта детей .Именно во время нод создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений ,восприятий и представлений детей.

Умение рассматривать ,воспринимать предметы и явления формируются успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают ,зачем нужно рассматривать тот или иной предмет,слушать те или иные звуки .Поэтому, обучая детей восприятию различных предметов и явлений необходимо чётко объяснять детям смысл их действий.

В процессе восприятия предмета,в той или иной деятельности ,проверяются и уточняются уже сформированные представления детей.

В связи с этим ,основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления ,которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования ,конструирования. звукового анализа слов, труда в природе и т.д..

Таким образом ,сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью .Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать .Поэтому совершенствование сенсорных процессов во время НОД должно осуществлено до начала практических действий.

Специально организованное восприятие предметов, с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности ,мы называем обследованием.Обследование - это основной метод сенсорного воспитания детей.В процессе его дети овладевают умением воспринимать такие свойства предметов и явлений,как величина,форма,пространственные отношения,цвет,особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.

При обследовании ребёнком предмета,развивается мелкая моторика пальцев рук,так как на кончиках пальцев находятся рецепторы_нервные окончания,которые поставляют импульс в кору головного мозга,где располагаются речевые,слуховые,зрительные и двигательные центры.Соответственно развиваются восприятие,речь,внимание ,память ,мышление.

В детском саду ребёнок учится лепить,рисовать,конструировать,знакомится с явлениями природы,начинает осваивать основы грамоты и математических понятий.Если усвоение происходит стихийно,оно оказывается поверхностным и неполноценным .Сенсорное воспитание должно быть последовательным и планомерным.Поэтому педагоги обращаются к сенсорным эталонам.

Ребёнок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм,красок И других свойств предметов.Ему самому трудно разобраться во всём этом многообразии.Поэтому в процессе развития человечество систематизировало всё многообразие свойств предметов.

Выделены основные формы предметов(шар,круг,квадрат и другие),основные цвета.Овладение этими основными формами,цветами,их свойствами,помогает ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
Как же нужно организовать деятельность детей,что бы они овладели всеми этими знаниями.

В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи:что-то нарисовать,построить и т.д..Чтобы выполнить эти задачи,требуются не только практические навыки ,но и умение рассмотреть, обследовать предмет.Для каждого вида деятельности обследование проводится по разному.Например при обследовании предмета перед рисованием главное внимание обращают на контур,его основные части.Перед конструированием главное внимание обращают на конструкцию предмета,на основные узлы креплений.В процессе труда в природе одно из основных условий-умение действовать в зависимости от свойств почвы,растений.

Таким образом,способы обследования применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят ,во первых,от обследуемых свойств,а во вторых,от целей обследования.

В каждом возрасте свои задачи сенсорного воспитания.

На первом году жизни у малышей формируются хватательные движения ,поэтому необходимо помочь ребёнку приспособить эти движения к форме предмета,его величине и положению в пространстве,что приобретает особое значение(ребёнок манипулирует своими действиями: «маленькое» можно схватить одной рукой , «большое»-двумя руками, «круглое»-это то,что охватывается всей ладошкой. «квадратное»-это то,что берётся пальцами.)

На втором,третьем году жизни у ребёнка накапливается представление о цвете,форме,величине и других свойствах предметов.Поэтому необходимо знакомить детей с шестью цветами спектра,белым и чёрным,с формами(круг,квадрат,овал,прямоугольник.)

Дети трёх лет могут выполнять продуктивные действия (выкладывать мозайку,наносить цветовые пятна,складывать простейшие предметы из строительного материала).В этом возрасте необходимо добиваться того,чтобы каждый ребёнок усвоил,что форма,величина,цвет-это постоянные признаки предметов,которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

С трёх лет сенсорное воспитание становится систематическим..Детей знакомят с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования,что является необходимым условием для успешного математического развития .

Важное значение имеют упражнения с дидактическами материалами и игрушками.Эти упражнения ,основанные на практических действиях каждого ребёнка с дидактическими игрушками ,позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребёнка,являются полезными для закрепления представлений о форме ,величине, цвете предметов.Это наборы геометрических фигур, сборно-разборные игрушки,вкладыши,мозайка и т,д,).

Итак,сенсорное воспитание помогает систематизировать знания ,которые есть у детей при восприятии новых предметов.Именно эти знания делают образ мира целостным,

.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации