Формирование начал экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста

Автор публикации:
Скоробогатько Елена Александровна
Город (населенный пункт):
город Воронеж

«Формирование начал экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание-очень важное направление дошкольной педагогики.

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия ,у детей можно сформировать начало экологической культуры- осознанного правильного отношения к явлениям,объектам живой и неживой природы,которые составляют непосредственное окружение в этот период жизни.

Ранний возраст-важный этап в жизни ребёнка.В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности,образного мышления,воображения,появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.Именно в это время закладываются основы нравственности.Ребёнок усваивает моральные нормы,возрастает его активность в разных видах деятельности-игровой,трудовой,…

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес,ко всему,что происходит вокруг.Ежедневно дети знакомятся с новыми предметами,они стремятся узнать не только их названия,но и черты сходства или различия,задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.Поддерживая у детей интерес,мы ведём их от знакомства с природой к её пониманию.

С этой целью обогащаем их представление о растениях,животных,объектах неживой природы,встречающихся,прежде всего,в ближайшем окружении.Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей,а так же освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Очень важным в воспитании экологической культуры-включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами.Это способствует установлению первых,естественных взаимоотношений детей с миром живой природы,возникновению добрых чувств ко всему живому,появлению любопытства и любознательности , появлению переживаний.

Но для того,что бы к малышу пришло понимание природы,мало дать конкретные знания о ней,необходимо научить слушать её,сопереживать,радоваться ей,учить видеть прекрасное,когда идёт снег и светит солнышко,когда зеленеет трава и распускаются цветы,учить слышать пение птиц,звон капели,шум дождя и ветра.Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка,заставляют его глубже познать окружающее,повышают интеллект и культуру.

В своей группе на первый план мы ставим нравственные и познавательные цели.Через игру,учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка,мы стараемся вызвать интерес к познанию окружающего мира,к природе.

Знакомим детей с первыми игрушками,изображающими животных.Используем дидактические игры «Кто в домике живёт.» ,»Кто кричит?»,»К нам пришёл гость.» и т.д.,которые можно проводить неоднократно,меняя персонажей.Используем так-же игры-сюрпризы:»Кто-то постучал»,»Ты кто?»,игры-забавы:»Солнечный зайчик»,»Водичка-водичка.».»За кустиком.».С радостью дети принимают театрализованные игры.

Во время дидактических игр предлагаем детям вопросы:что ест лошадка?Дети с радостью угощают гостью морковкой.И если даже дети сразу и не запомнят,что любит кушать лошадка,главное обратить внимание детей,что после нашего угощения,она стала весёлая,сильная и с благодарностью покатала детей,а козочка-поиграла,попрыгала вместе с ними,а петушок спел им звонкую песенку.В играх дети проявляют заботу о животных.В игре»Где живёт собачка?-дети из кубиков строят для неё домик. На участке часто кормим птиц,дети это делают с удовольствием.

Таким образом,всё,что связано с живыми объектами,даёт положительный

результат.Кроме того,приучаем детей совершать очень нужную для природы работу Например,предлагаем детям сгребать снег лопатками к кустам,чтобы они не замёрзли и не погибли.А весной мы напоминаем им,как укрвыали от мороза эти кустики снегом и теперь они такие красивые,зелёные,благодарно машут нам своими листочками.

Очень важно воспитывать у ребёнка чувство ответственности,показывать его значение для окружающего мира. Больше говорить на темы нравственности,доброты,отношения детей к окружающему. По пути в детский сад,в выходные на прогулках обращайте внимание ребёнка на всё,что его окружает:на погоду,растения,природные явления,на животных,птиц и т.д.. Задавайте вопросы:какой снег,какого цвета собачка,чем зимой укрываются деревья,почему капают сосульки? И т.д. Уделяйте детям больше времени и внимания.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации