Активизация словаря младшего школьника. (Из опыта работы)

Автор публикации:
Нестеренко Елена Васильевна
Город (населенный пункт):
с.Ефремкино

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для форми­рования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоя­щего значения и не получило навыка распоря­жаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостат­ка при изучении другого предмета».

Развивать речь детей — значит системати­чески работать над ее содержанием, последо­вательно учить детей построению предложе­ний, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамот­ным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словар­ного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литератур­ного чтения, поскольку, по данным МР. Льво­ва, до IV класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. «Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообраз­но построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», — писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Этапы словарной работы можно предста­вить так: 1) семантизация слова; 2) актуализа­ция слова; 3) использование слова в речи.

Активизация словаря — одно из важней­ших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в актив­ный словарный запас учащегося. Слово счита­ется активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, расска­зах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Вла­дение словом подразумевает знание его семан­тики, сочетаемости и сферы употребления.

В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования.

М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, кон­текстуальный, способ подстановки синони­мов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфоло­гической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова — это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащих­ся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нуж­на большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последователь­ная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запо­минается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное уча­стие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в част­ности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании пра­вильных норм поведения. Эта тема не случай­но выбрана как образец работы по обо­гащению речи младших школьников. Извест­но, что для учащихся начальной школы ха­рактерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас пре­пятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивость, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лек­сика в них разнообразна по тематике: в кни­гах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприим­ство, верность, милосердие, тактичный и т.д. А ведь работа с данной лексикой необхо­дима и возможна практически на любом уро­ке грамматики и правописания, и учебник от­крывает для этого большие возможности.

В школе, как правило, педагог не исполь­зует возможности урока в нравственном про­свещении учащихся, да и материал учебников построен таким образом, что решает в основ­ном познавательные задачи.

С целью активизации словаря работу мож­но представить в виде следующих основных этапов.

1.Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а)контекста;

б)подбора синонима или антонима;

в)оборота, включающего в себя уже из­вестное однокоренное слово;

г)описательного оборота.

Чтение и запись слова (работа над ор­фоэпией и орфографией).

Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предло­жениями).

Учитель знакомит детей с готовыми сло­восочетаниями и предложениями, включаю­щими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

4.Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл выска­зывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно сущест­вующих в лексике связей между словами.

В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших школьников необходимой лексикой:

во-первых, введение слов указанной тема­тической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока.

Приведем примеры некоторых заданий.

1.В каждой строчке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный;

равнодушие, равнодушный, безразличный

Выпиши однокоренные слова, выдели ко­рень. С любым из этих слов устно составь предложение.

2.Подбери однокоренные слова к словамуважение, вера, отзывчивый.

В толковом словарике найди значения этих слов и запомни.

За что можно уважать человека?

Каждый ли человек достоин уважения?

3.Определи, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим­ный, доброжелательный, насмехаться, оби­деть, добродушный, бессердечность, ненави­деть, любить, дружить, равнодушный, ува­жение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напиши слова в три столбика: имена су­ществительные, имена прилагательные, гла­голы. Назови положительные качества чело­века. Как понимать значение слов равнодуш­ный и добродушный!

4.К слову добро подбери антоним. Назови и выпиши слева — добро, справа — зло.

1.Помочь старому1. Отказать в по-
человеку.мощи старому человеку.

2.Прийти на по-2. Отказать в по-
мощь слабому.мощи слабому.

3.3.

4.

4.

5.Подбери прилагательные, противопо­ложные по смыслу. Напиши. Подчеркни ор­фограммы.

Добрый человек злой; честный посту­пок ...; гуманное отношение — ...; так­тичный ученик...,•свирепый взгляд — ....

Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

Что общего между данными прилагатель­ными? Чем они различаются по смыслу?

Вежливый, благовоспитанный, деликат­ный, корректный, общительный, обязатель­ный, тактичный.

6.Словарный диктант.

Запиши в первый столбик слова, указыва­ющие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова — какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливы­ми, честными, прилежными, учтивыми, со­страдательными, мстительными, терпели­выми, правдивыми, милосердными, гуманны­ми, чуткими, равнодушными, жестокими.

С любым словом устно составь предло­жение.

7.Сравни значения слова верный в пред­ложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в веде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предло­жению, какие ко второму: надежный, предан­ный, точный, правильный.

8.С какими из приведенных ниже сущест­вительных можно сочетать слова жестокий и жесткий?

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.

9.Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.

Моя мама.

Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много... . И слышу, как ко мне прикасается рука матери. Я узнаю ее

рукумама берет меня, прижимает к

себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.

Слова для справок: тёплая, мате­ринская, нежная, заботливая, ласковая.

К слову дружественный подбери ан­тонимы. Объясни, как от слова друг могло об­разоватьсясловодружественный,аотвраг враждебный; доброжелательный?

Напиши слова с противоположным значением и объясни их.

жестокий — ... ;

ласковый — ... ,"

равнодушный — ... ;

внимательный — ... ;

вежливый — ... ;

Послушайте рассказ.

Милосердие.

Что не увидишь в школьных коридорах?

Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут еще девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

Вот сжался в угол черноволосый перво­классник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одно­классников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!»

Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их мес­те? Какое чувство вы испытываете по отно­шению к больной девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отноше­нию к обиженным ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, ог­радить их от беды?

Это значит, что вы способны проявить ми­лосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности.

Запишите в словарик.

Милосердный — проявляющий милосер­дие, готовность помочь, простить кому-ни­будь из сострадания; человеколюбие.

12.Выпиши слова, которые характеризу­ют человеческие отношения. Как ты понима­ешь их значение?

1. Доктор Пастер с мучительной трево­гой взглянул в глаза

Профессор Вюльпиануже неоднократ­но рассказывал своим студентам об опытах Постера и с неизменной доброжелательнос­тью относился к ним, веря в большое буду­щее пастеровских открытий.

Мадам IIостер, самый близкий его друг и самый верный его помощник, только она од­на, быть может, знала, какой ценой доста­ется ему эта победа.

К слову тревога подбери синонимы.

Отчего у человека возникает тревога? Что он чувствует, когда его охватывает тревога, волнение, беспокойство? Составь рассказ на тему «Тревога», используя одно-два слова из данного ряда.

. Назови синонимы слова верный. Устно составь текст из 4-5 предложений
на тему «О моем друге (подруге)».

Песня о дружбе Кто в дружбу верит горячо.

К то рядом чувствует плечо.

Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт.

И если и споткнётся вдруг.

То встать ему поможет друг.

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

С. Михалков

Напиши по памяти первую часть стихо­творения.

2.Просклоняй существитель­ные друг, доброта. Кого можно назвать дру­гом? Составь предложение, в котором слово друг является подлежащим. Определи падеж.

Прочитай.

Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит. Радуются взрослые и дети.

Как понимаешь значение слова добро­та? Определи падеж существительного до­брота.

3.. Вспомни примеры из жизни по смыслу одной из пословиц.

Друг познается в беде.

Материнская ласка конца не знает.

Других не суди, на себя погляди.

. Подчеркни слова, которыеотносятся к тематической группе «Человечес­кие отношения». Объясни их значение.

. Составь текст из 4—5 пред­ложений о том, как ты заботишься о членахсвоей семьи. Озаглавь его и напиши. К суще­ствительному забота подбери синонимы.(При затруднении используй «Школьный сло­варь синонимов»).

. Спиши словосочетания.вставляя пропущенные окончания. Укажи род.

Госте приимн... хозяйка, равнодушн... от­ношение, приветлив... человек, внимательн... девочка, отзывчив... сердце, отзывчив... по­друга.

С любым словосочетанием составь пред­ложение.

. Какие книги ты любишь?
Почему? Что тебя в них привлекает? Какие книги о хороших людях ты читал? Составь и запиши текст-рассуждение на тему «Почему мне нравятся книги о хороших людях?»

. Спиши, вставляя словосоче­тание добрые люди. Определи падежи.

Везде нужны (кто?)... . Свет не без (без кого?)... . Пожелать здоровья (кому?)... . Ищу (кого?)... . Свет держится (кем?)... . Приятно говорить о (о ком?)....

9.. Составь текст, заголовком которого будет пословица «Обдумай то. о чёмговоришь, даже когда шутишь».

Понимание слова зависит от многих при­чин, и прежде всего — от степени «нужнос­ти» этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится по­знать смысл слова: чтобы понять прочитан­ное, узнать, как называется заинтересовав­ший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал да­ет возможность ученику без особого напря­жения усвоить новые для него факты языка. Игры могут служить и средством повторения изученного.

1.Игра «Кто больше напишет слов?»

Ведущий называет слова, а дети записыва­ют к ним синонимы. Кто больше подберет си­нонимов, тот и выиграл.

Например:

верный преданный, постоянный, неиз­менный, надёжный, проверенный (в значении не подведет), испытанный;

милосердие сострадательность, сер­добольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, доброду­шие, добросердечность, мягкосердечие.

2.Игра «Наоборотки».

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот — победитель.

3.Диктант-игра «Запоминайка».

Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не.

Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Объясните значение слов с не. Придумайте предложение с любой парой слов.

Образец:

чуткий нечуткий, внимательный не­внимательный

Гостеприимный, приветливый, друже­любный, друг.

4.Игра «Букву заменишь — смысл слова изменишь».

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помо­гает запоминать значение многих слов, вы­рабатывает привычку к точному словоупо­треблению.

С е можно быстро обойти всё кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к сла­бым. (Обежать обижать.)

С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Приме­рять примирять.)

С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а — нежным и добрым. (Полоскать по­ласкать.)

С е нужно старость уважать, а с и мож­нопростоотдохнуть.(Поседелпо­сидел.)

5.Игра «Как назвать одним словом?».Заботливое отношение к кому-нибудь

(внимание); всё положительное, хорошее; от­зывчивость, сочувствие, дружеское располо­жение к людям (доброта); оскорбление, униженное достоинство (унижение); сово­купность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь) и т.д.

Кто первым назовет слово, тот получает жетон. После окончания игры подсчитывают жетоны. У кого больше, тот и победитель.

6.Игра «Магнит».

На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нари­сована лесная поляна, над цветами летают ба­бочки; на синей — небо с черными тучами, та же полянка, но идет дождь.

Левая часть магнита «притягивает» доб­рые слова, правая — слова с противополож­ным значением.

Дети прикрепляют к магнитной доске кар­точки со словами.

добрый злой

деликатный грубый

дружба вражда

жестокий добрый, гуманный

отзывчивый равнодушный

нежно — грубо

Таким образом, предлагаемая система ра­боты создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение по­нятий, активизирует словарь младших школьников.


Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации