Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,
как у взрослого — деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре».
(А.С. Макаренко)
Основной вид деятельности детей
дошкольного возраста – игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка;
его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,
игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход
к новой стадии развития.
Для
дошкольника игра является самым важным видом деятельности. В этом возрасте
ребенок живет в игре. Кроме игры с предметами в этом возрасте появляется другой
нужный вид игры – сюжетно-ролевая игра. Это игра очень популярна, и любима
детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее
элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно
игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая
создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. Для ребенка это
способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной
жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. Например, это игры в «дочки-матери»,
«магазин», «больницу», «школу». Основная задача такой игры – правильно «играть
роль», т.е. соответствовать образцам поведения взрослых. Эти игры – прямое
отражение того, что дети видят в своей повседневной жизни. Одна девочка, играя
роль мамы, нежно поглаживает ребенка перед сном, а другая – кричит на него за
разлитый на стол чай.
Именно
в сюжетно-ролевых играх развиваются такие важные для ребенка качества, как
умение управлять своим вниманием и памятью, запоминать и придерживаться правил,
планировать свою деятельность и предвидеть результат, развиваются
наблюдательность и воображение. А еще сюжетно-роевая игра – это огромное поле
для проявления ярких эмоций дошкольника, а также возможность посмотреть на мир
глазами другого, что важно для преодоления детского эгоцентризма.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние
на развитие ребёнка
трудно переоценить. Игра может сделать ленивого — трудолюбивым, незнайку —
знающим, неумелого — умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в
активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается
сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,
умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать
поступки других.
Таким
образом, можно сделать следующие выводы:
• Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

Через сюжетно-ролевую игру
ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный
опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.
Список литературы:
1.
Игра в педагогическом процессе
образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции
преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А.
Куликовой. — М., 2006 -57.
2.
Иванкова Р.А. Планирование
педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — М.,
2004 — №4-51-57.
3.
Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В.
Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. — М., 2010-121.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации