Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы

Введение

Ранний
дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития — всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Существенную
роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное
слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения
характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной
выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с устным народным
творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше
научиться связно выражать свои мысли, эмоции.
Малые формы
фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит
ребенок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать:
колыбельные песенки, потешки, сказки, и, тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, вводить их в
повседневный разговор.
В дошкольном
детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс
овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно
короткий период поразительны. Я считаю, что ценность детского фольклора заключается в том, что с
помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт,
общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы
привлекают ребенка, доставляют ему радость, и в то же время оказывают на малыша
воспитательное, развивающее воздействие; незатейливые по содержанию и простые
по форме народные произведения таят в себе не малое богатство- смысловое,
звуковое и речевое.
Содержание проблем и необходимость их
решения проектным методом.
В этом году
ко мне в группу пришли дети, возраст, которых от 1г.1м. до 2,6 лет. Где я и
столкнулась с трудностью, как пройдет адаптация детей к дошкольному учреждению,
когда дети впервые останутся без мамы и папы
в новой обстановке. Тогда- то особую значимость приобрело народное творчество — фольклор. Ведь в период адаптации
к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с
другими детьми, взрослыми важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей
работе с детьми раннего возраста, я начала использовать малые формы фольклорные
формы: потешки, колыбельные песенки, позже загадки, которые помогли установить
контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к
малознакомому человеку- воспитателю! Я считаю, что целенаправленное и
систематическое использование произведений фольклора в детском саду, позволит
заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий
успешность его общего развития в
дошкольный период детства. И еще, что не мало важно, именно устное, народное
творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно
использовать в непосредственно- образовательной и совместной деятельности.
Цель: облегчение процесса адаптации детей к
условиям детского сада через малые фольклорные формы.
Задачи: 1)формирование раннего восприятия
звуковой культуры речи на основе ритмико — мелодической структуры языка в малых
формах фольклора.
2)обогащение активного
словаря
3)развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха
4)формирование
грамматического строя речи, монологической и диалогической речи.
5)воспитание на основе
устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах
6)воспитание интереса к
художественной культуре, формирование способности к целостному восприятию
произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной
отзывчивости.
Ожидаемый результат:
1. Высокий уровень эмоциональной сферы,
развитие речевой активности и желание самостоятельно использовать малые формы
фольклора в играх.
2. Прочные знания об окружающем мире и
его многообразии образов, красок, звуков.
3. Интеллектуальное развитие детей:
умение думать, анализировать, сравнивать.
4. Увеличение пассивного и активного словаря,
высокий уровень развития речи. Улучшение диалогической и монологической речи,
ее грамматического строя.
Система работы по театрализованной деятельности и
использование народного творчества
фольклора
Период
Содержание работы
Цели и задачи проводимой работы
сентябрь
Колыбельная песенка: «Баю-баю-баюшки, прискакали заюшки»
Цель: познакомить детей с новым жанром; помочь понять
содержание, напевность, особый ритм.
Хороводная игра:
«Заинька, походи!»
Цель: помочь детям понять содержание русской-народной
песенки, формирование умения вставать в круг, выполнять те движения, которые в
тексте
Потешка: «Водичка, водичка!»
Цель: развитие представления детей о реальном
использовании воды, ее предназначении, побуждение к проговариванию слов
потешки.
октябрь
Колыбельная песенка: «Баю-баю-баю-бай! Ты, собачка, не
лай!»
Цель: способствует формированию чувства языка,
использовать разную интонацию, пропевая песенку более строгим голосом
Хороводная игра: «Заинька, топни ножкой!»
Цель: впечатлить малышей уже знакомым героем(зайкой),
способствовать умению держаться за руки и отпускать руки, выполняя те
движения, которые в тексте.
Потешка: «Козонька — рогатая!»
Цель: развитие представлений малышей о домашнем животном,
побуждение к повторению и договариванию за взрослым: ногами(топ-топ),
глазами(хлоп-хлоп)
ноябрь
Колыбельная песенка: «Каравай»
Цель: формирование интереса к обрядовой поэзии. Вызвать
эмоциональный отклик и желание водить хоровод.
Хороводная игра: «Мыши водят хоровод»
Цель: способствовать огромному потенциалу физического
развития, эмоциональному положительному овладению речью.
Загадка: «Живет в норке, грызет корки»
Цель: направить внимание на предметы и явления, побуждать
вникнуть глубже в смысл загадки понять содержание.
Потешка: «Эй, бычок — толстый бочок.»
Цель: развитие воображения, активности ребенка, когда он
самостоятельно выполняет движения, в такт прочтения.
декабрь
Колыбельная песенка: «Люли,
люлюшки, люли, прилетели к нам гули»
Цель: обеспечить эффективность формирования
самостоятельной речи, напевность колыбельной, желание пропевать вместе со
взрослым.
Хороводная игра: « По лесной лужайке»
Цель: способствовать умению осваивать простые движения,
координировать и соотносить свои движения с движениями других детей.
Потешка: «Как у нашего кота»
Цель: формирование у малышей понимания содержания потешки,
рассказывая наизусть, не просто
передавая содержание, а войти в роль «кота» (у которого и шубка хороша, и усы
удивительные) и т. д.
Загадка: « Зеленая, пушистая, нарядная, душистая»
Цель: направляет внимание на предметы и явления, побуждает
вникать глубже в смысл, пытаться самостоятельно отгадать загадку.
январь
Колыбельная песенка: « А котики серые, а хвостики белые…»
Цель: создание у детей предпосылок для воспитания интереса
к явлениям жизни, доступные их пониманию.
Хороводная игра: «Топ, топ, башмачок, приударь, каблучок»
Цель: активизировать двигательную и речевую активность.
Загадка: «Под соснами, под елками…»
Цель: помочь детям четко выделить характерные,
выразительные признаки животного, понять с чем сравнивают ежа.
Потешка: «Киска, киска, брысь!»
Цель: формирование понимания содержания потешки, звуковой
и фонематической культуры речи, восприятие потешки на слух.
февраль
Колыбельная песенка: «Темна ноченька -не спится, моя
Танечка боится!»
Цель: помочь малышам услышать напевность, обогащать словарь и побуждать к
самостоятельному пропеванию.
Хороводная игра:
«Зеркало»
Цель: формировать у детей интерес к устному народному
творчеству, способствовать развтию речи.
Загадка: «Ночью он совсем не спит,
дом от мышек сторожит»
Цель: помочь детям усвоить грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на звуковой
форме и анализировать ее, развивать мышление.
Потешка: «Заинька, попляши!»
Цель: развитие речевого слуха ребенка, выполнять все движения, в
соответствии с текстом, различение звуков, близкие по звучанию.
март
Колыбельная песенка: «Шея длинная у птицы, клювом ущипнуть боится»
Цель: употребляя в загадке метафорический образ различных средств выразительности,
что способствует формированию образности речи.
Хороводная игра: «Ночь пришла -темноту привела...»
Цель: помочь понять содержание текста колыбельной, обогащать
словарь за счет широкого круга сведений об окружающем мире и прежде всего о
явлениях, уже знакомых детям.
Загадка: « Желтый, но не солнышко, круглый, но не мяч…»
Цель: побуждать малышей ко всем мыслительным психологическим
процессам (память, логическое мышление, восприятие, воображение и наконец,
речь).
Потешка: «Тили — бом! Тили — бом!»
Цель: позволить детям наглядно представить картину «Пожара»,
следить за воспроизведением сценок с несколькими героями, запоминать их.
Апрель
Содержание работы
Цели и задачи проводимой работы
Колыбельная песенка: «Баю-баю-баюшки, прискакали
заюшки»
Цель: познакомить детей с новым жанром; помочь понять
содержание, напевность, особый ритм.
Хороводная игра:
«Заинька, походи!»
Цель: помочь детям понять содержание русской-народной
песенки, формирование умения вставать в круг, выполнять те движения, которые
в тексте
Потешка: «Водичка, водичка!»
Цель: развитие представления детей о реальном
использовании воды, ее предназначении, побуждение к проговариванию слов
потешки.
Хороводная игра: «Мыши водят хоровод»
Цель: способствовать огромному потенциалу физического
развития, эмоциональному положительному овладению речью.
Загадка: «Живет в норке, грызет корки»
Цель: направить внимание на предметы и явления,
побуждать вникнуть глубже в смысл загадки понять содержание.
Потешка: «Эй, бычок — толстый бочок.»
Цель: развитие воображения, активности ребенка, когда он
самостоятельно выполняет движения, в такт прочтения.
декабрь
Колыбельная песенка: «Люли,
люлюшки, люли, прилетели к нам гули»
Цель: обеспечить эффективность формирования
самостоятельной речи, напевность колыбельной, желание пропевать вместе со
взрослым.
Хороводная игра: « По лесной лужайке»
Цель: способствовать умению осваивать простые движения,
координировать и соотносить свои движения с движениями других детей.
Потешка: «Как у нашего кота»
Цель: формирование у малышей понимания содержания
потешки, рассказывая наизусть, не
просто передавая содержание, а войти в роль «кота» (у которого и шубка
хороша, и усы удивительные) и т. д.
Загадка: « Зеленая, пушистая, нарядная, душистая»
Цель: направляет внимание на предметы и явления,
побуждает вникать глубже в смысл, пытаться самостоятельно отгадать загадку.
Колыбельная песенка: « Ветер горы облетает, баю – бай, над горами
солнце тает, баю-бай…»
Цель: эта колыбельная способствует формированию вкуса и чувства
языка, в ее пропевании используется разная интонация и сила голоса.
Хороводная игра: «Мы на луг ходили, хоровод водили…»
Цель: активизирует двигательную активность, закрепление умения,
держась за руки, идти по кругу, развивать творчество, встречая различных
зверей (зайца, волка, медведя) ит.д.; входить в образ, сопровождая его речью.
Потешка: «Ладушки — хлопошки»
Цель: выполнение упражнений и ритмических движений поочередно ладонями, пальцами рук,
кистями обеих рук, приводя к возбуждению в речевых центрах головного мозга и
резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, а именно, проговаривание,
договаривание – ясное, четкое, понятное.
Май
Колыбельная песенка: «Ночь пришла, темноту привела…»
Цель: способствование пониманию содержание мелодичности
колыбельной, формирование вкуса и чувства языка, в ее пропевании используется
разная интонация и сила голоса.
Хороводная игра: «Ровным кругом друг за другом…»
Цель: формирование умения идти по кругу, обогащение и активизация
словаря посредством игры, интонационной выразительности.
Потешка: «Лиска, лисонька, лиса!»
Цель: формирование у детей не просто понять содержание потешки, а
отметить особенности внешнего вида, повадок и поведения лисы, активное
проговаривание.
Загадка: «Рук много, а нога одна»
Цель: оказание влияния на разностороннее развитие речи детей,
способствует формированию образности речи.
Ожидаемый результат:
1.Высокий уровень эмоциональной сферы, развитие речевой
активности и желание самостоятельно использовать малые формы фольклора в играх.
2.Прочные знания об
окружающем мире и его многообразии образов, красок, звуков.
3.Интеллектуальное
развитие детей: умение думать, анализировать, сравнивать.
4.Увеличение пассивного
и активного словаря, высокий уровень развития речи. Улучшение диалогической и монологической
речи, ее грамматического строя.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации