Конспект познавательно-исследовательской деятельности. Тема: "Волшебная вода".

Автор публикации:
Артамонова Надежда Валентиновна
Город (населенный пункт):
г. Шахты, Ростовская область

Конспект

Познавательно- исследовательской
деятельности
В старшей группе
«Тема: «Волшебная вода».
Цель: Развитие познавательной деятельности
детей в процессе знакомства со свойствами воды.
Развивающие
задачи: Способствовать
развитию логического мышления, рассуждения, формировать навыки сравнения свойств различных веществ (
растворения их в воде).
Развивать
наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему,
любознательность.
Образовательные
задачи: Уточнить
представления детей о свойствах воды:
прозрачная, бесцветная, без запаха, не имеет собственной формы.
Обучать
детей навыкам проведения лабораторных опытов, закреплять умение работать с
лабораторной посудой и инструментами, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные
задачи: Продолжать
воспитывать культуру поведения:
формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками, умение
работать в коллективе.
Воспитывать
экологическую культуру, актуальность при работе.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и
оборудование: Емкости разного размера и формы, подносы, вода, растворители: сахарный песок, речной
песок, тазик с водой, ложечки, мелкие
предметы, фартуки, ватные диски, глобус, салфетки, угощение для детей: сок.
Предварительная
работа: Беседа о воде,
ее роли в жизни человека.
Проведение
экспериментов с водой.
Рассматривание
иллюстраций на тему «Вода».
Игры о воде
«Четыре стихии», «Какая бывает вода».
Чтение
художественной литературы по теме «Вода».
Наблюдение
на прогулке за водой.
Выставка
рисунков детей по теме «Вода».
Дидактическая
игра «Кому нужна вода».
Просмотр
видеофильма «Почему воду надо беречь».
Ход:
Ребята!
Сегодня, у нас с вами, необычный день, к нам пришли гости!
Давайте всем
пожелаем удачного дня!
А я, хочу пригласить
всех в волшебную лабораторию!
Но сначала
надо узнать, что там происходит?
Да,
правильно, там проводят опыты.
А опыты кто
проводит? (ответы детей).
Да,
действительно ученые.
Они
открывают новые открытия, проводят различные эксперименты.
Но прежде
чем они проведут свой опыт, надо обязательно соблюдать правила безопасности.
Поэтому нам
с вами тоже надо соблюдать определенные правила, для этого нам надо надеть
необходимую одежду (фартуки).
Вы согласны
превратиться в юных ученых.
Тогда вперед
к новым свершениям!
Для вас
первая загадка:
На нем
уместилась вся наша Земля:
Моря,
океаны, леса и луга.
Его ты
можешь с собой унести
По всей
планете руками пройти (глобус).
Да,
правильно, здесь поместилась вся наша планета. Земля наша удивительно красива, посмотрите она играет на
глобусе всеми цветами радуги.
А какого
цвета на глобусе больше? Как вы думаете? ( ответы детей).
Из этого
надо сделать вывод, что воды больше, чем суши.
Вода до нас
доходит в разных видах: жидкой, твердой, парообразной или газообразной.
Вот
послушайте и попробуйте отгадать:
1. Меня ждали, меня звали, показался - убежали (дождь).
2. Он пушистый, серебристый, но рукой
его не тронь,
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег).
3.Утром бусы засверкали, всю траву собой
заткали.
А пошли искать их днем ищем, ищем – не
найдем (роса).
4.Прозрачен, как стекло
а не вставишь в окно (лед).
5.Ветерок – пастушок затрубил в свой
рожок.
Собрались овечки у небесной речки
(облака).
6. Не колючий, светло-синий, по кустам
развешан…(иней).
7.Шапки серые плывут, на прохожих дождик льют (тучи).
Ребята! О чем все эти загадки? (ответы детей).
Да, это ее
Величество Вода – чудесная жидкость на свете вода.
Она никому
не приносит вреда.
Ты утром
встаешь и идешь умываться.
Вода
помогает здоровым остаться!
А теперь
проходите в нашу волшебную лабораторию!
Опыт №1.
«Вода-
жидкость, не имеет формы».
Перелить
воду из одного стакана в другой, в другую емкость медленно, чтобы увидеть, как
вода льется и течет.
Ребята! Почему
вода переливается из стакана в другую емкость?
(ответы
детей).
Да, она
жидкая, так как она жидкость.
Вода
приобретает другую форму когда ее переливают в другую емкость? (ответы детей).
Совершенно
верно, вода приобретает форму другого сосуда, в который ее наливают.
Вывод: Вода жидкость, не имеющая формы.
Опыт №2.
«Вода
бесцветная и прозрачная».
Взять
стаканчики в руки и посмотреть сквозь них.
Вы видите
друг друга? (ответы детей).
Попробуйте
опустить мелкие предметы, или ложечки в них.
Вы их видите
в стакане? (ответы детей).
Вывод: Вода
– прозрачная и бесцветная.
Опыт №3.
«Вода без
запаха».
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет?
Вода не
имеет запаха, но если она загрязнена, то конечно у нее будет определенный
запах, поэтому нашу воду обязательно очищают специальными веществами.
Вывод: Вода
не имеет запаха.
Опыт №4.
«Вода не
имеет вкуса. Вода – растворитель».
Давайте
попробуем воду на вкус, какая она?
А теперь
давайте положим в нее специальное
вещество. Возьмите ложечки и попробуйте
на вкус.
Какая вода
получилась на вкус? ( ответы детей).
Сладкая, но сахар растворился, значит вода может растворять вещества.
Вывод: Вода
не имеет вкуса, но может принимать вкус вещества, которое в него добавили. Вода
– растворитель.
(Провести
аналогичный с солью, речным песком ).
Ребята! Новые открытия и опыты всегда сложны и
трудны.
Поэтому у
взрослых ученых бывают перерывы.
Я вам тоже
предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка: «Черная тучка».
В небе тучка
черная (руки вверху)
Плакала и
плакала (капельки)
На земле
стекались лужи (идут по кругу)
В
полноводную реку.
Но вдруг
солнышко (лучики)
Проснулось,
Всем ребятам
улыбнулось (улыбнуться)
И все
капельки взметнулись (руки вверху)
Ввысь и облака.
А теперь,
взгляните в небеса и тучке скажем: «Нам пора»
Помашем ей
рукой , попрощаемся с тобой!
Ну вот,
перерыв окончен. Продолжаем наши эксперименты.
Приглашаю
всех к столу! Давайте посмотрим в тазик с водой, что вы там видите? (свое
отражение).
А где вы,
еще видели свое отражение? ( в реке, в
зеркале, в окне, в витрине и т.д.)
Значит вода
отражает предметы.
Давайте
сделаем легкий ветерок и посмотрим в воду .А сейчас , что вы видите? (очень
слабо, не четко, очень размыто).
Вывод: Вода
отражает предметы , как зеркало, но в спокойной воде. А если она неспокойна, то
отражение размыто.
Наш организм
тоже состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не проживет. Поэтому воду
надо беречь и охранять!
И я, надеюсь,
что вы сегодня продолжите свои эксперименты дома с друзьями и родителями.
Вы были настоящими исследователями, молодыми
учеными.
Я уверена,
что вам в будущем эти знания пригодятся и вы никогда не забудете о пользе
волшебного напитка.
(дети
угощают всех гостей соком и сами пьют волшебный напиток).
До новых
встреч!

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации