Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

статья

Почему ребенок кусается в детском саду?

Ощущения страха, гнева, ярости, стыда или обиды знакомы каждому человеку. Эти эмоции
принято считать отрицательными, «злыми». Обычно они появляются в ответ на слова
или действия окружающих и, обладая мощной энергией, управляют людьми. От
присутствия в повседневной жизни «нехороших» чувств не избавлен никто, будь то
взрослый, или ребенок. Дети в силу эмоциональной незрелости, в меньшей степени,
чем взрослые, способны держать себя в руках.
Каждый маленький ребенок в процессе взросления преодолевает стадию, именуемую

психологами оральной фазой развития. От появления на свет до 1,5-2 лет рот

младенца является важным орудием познания мира. Дети засовывают в рот,
облизывают и кусают всевозможные предметы в зоне досягаемости. Также малыши
исследуют границы допустимого поведения. Например, младенец может укусить свою
мать, способность же матери адекватно отреагировать на нежелательное поведение
своего ребенка трудно переоценить. Чуткие родители не будут ругать малыша, тем
более кричать или шлепать, тем самым не закрепят привычку кусаться. Достаточно
твердо произнести «нельзя кусаться» или «мне больно». Необходимо сохранять
серьезность, смех или шутки здесь неуместны, провоцируя эффект, противоположный
желаемому.С 2 до 3 лет ребятишки тоже могут кусаться. Знаменитый возраст(фаза отделения от

матери и индивидуализации), когда дети требуют самостоятельности, противоречат
сами себе и закатывают скандалы на «ровном месте» знаменуется интенсивными
проявлениями агрессивности. Нередко проявления детской агрессии пугают
взрослых, особенно когда ребенок начинает драться или кусаться. Привычка
кусаться может сформироваться во время адаптации к детскому саду, как способ
реагирования на стресс из-за непривычной обстановки. Ребенок кусает сверстников,
родители пострадавших требуют принять меры, воспитатели разводят руками, а
родителям «агрессора» остается только краснеть от стыда либо действительно
«принимать меры». Если ребенок кусается в детском саду: советы психолога будут
полезны как родителям, так и воспитателям. Но, прежде чем давать рекомендации,
необходимо разобраться в причинах нежелательного поведения малыша.
Почему он кусает других детей?
· малыш, таким образом, отвечает на нанесенную ему обиду (отняли
игрушку, толкнули), в силу раннего возраста он еще неспособен разобраться в
ситуации, и не может самостоятельно ее урегулировать, удерживая под контролем
сильные чувства;
· ребенку нравится кусаться, так как, во-первых, это его действие
вызывает у окружающих яркую эмоциональную реакцию (так приятно обратить на себя
больше внимания), а во-вторых малыш не понимает, что делает другому больно
(опять же в силу возрастных особенностей);
· возможно, что домашнюю обстановку где растет ребенок, трудно
назвать благоприятной для его душевного равновесия (зависимое поведение
родственников, развод родителей, частые семейные конфликты), тогда проявление
агрессии это просьба о помощи;
·не исключаются такие причины, как перенесенная болезнь, трудности
в преодолении возрастного кризиса, тяжелая адаптация к детскому учреждению,
нехватка активных игр и движения, особенности выражения малышом собственных
эмоций (он может кусаться, не только когда злится, но и от радости).
Не стоит бить тревогу и бежать к психологу, если малыш кусается редко, один или
два прецедента не говорят о проблеме. Но, в случае неоднократных жалоб
воспитателей, что ребенок кусается в детском саду: советы психолога будут
ценной помощью родителям и, конечно же, самому ребенку.
Как же поступать?
Будет полезным понаблюдать за крохой в садике, как и когда у него возникает
побуждение укусить. На основе наблюдений делать выводы, и принимать меры.
Ребенок раздражается от избытка впечатлений или от усталости, или наоборот, ему скучно
и некуда девать избыток энергии. Персонал детского сада в силах успокоить
малыша, либо занять его чем-то интересным.
Ребенок оказался в конфликтной ситуации, справиться с которой он не в силах, поэтому
прибегает к помощи «главного оружия» — зубов. Задача взрослых здесь, вовремя
прийти на помощь, упокоить как обидчика, так и обиженного. Укусившему малышу
предложить пожалеть пострадавшего, помочь загладить свою вину. Обязательно
нужно разговаривать с ребенком, говорить ему, что кусаться нельзя, показывать
другие способы разрешения конфликта.
Малыш тяжело привыкает к новой обстановке в детском саду, где много детей и ему
достается непривычно мало внимания. Задача родителей и воспитателей сообща
проявить больше чуткости, облегчив ребенку период адаптации.
Ребенку нравится кусаться. Такое бывает. Если родители малыша вовремя не дали ему
понять, что кусаясь, он причиняет другим людям боль, то подобный способ
выражения сильных чувств мог закрепиться. Здесь, родителям нужно обратить
внимание на неверный подход к воспитанию крохи.
В переполненной группе детского сада воспитатели не смогут непрерывно наблюдать
за отдельными детишками. Возможно, благоприятным решением в таком случае будет
перевод малыша в другой сад, где мало детей и практикуется индивидуальный
подход.
В каких случаях стоит обратиться к поддержке детского психолога:
·когда родители и воспитатели не справляются, не знают что делать;
·в случаях трудной обстановки в семье либо после перенесенных
ребенком тяжелых жизненных обстоятельств;
·когда укусы являются самым предпочитаемым способом выражать свои
эмоции, решать конфликты и просто общаться, у ребенка старше 3 лет;
Реакция взрослых является определяющим фактором воздействия на кусающегося ребенка.
Если взрослые кричат, шлепают кроху, обрушивая на него свою собственную
агрессию, они показывают ему пример неконтролируемого поведения. Не справляясь
со своими собственными эмоциями, такие взрослые наносят ощутимый вред
психическому развитию и базовым чувствам доверия и безопасности малыша. Маленькому
«кусаке» можно помочь, для выполнения этой задачи необходимы терпение,
последовательность, уважение, и конечно, элементарное знание возрастных норм
развития детишек.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации