Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

«Формирование основ эколого-краеведческих знаний старших дошкольников посредством моделирования»

Мезинова Юлия Александровна

Воспитатель

МБДОУ д/с № 70 «Светлячок»

г. Белгород

ТЕМА: «Формированиеоснов эколого-краеведческих знаний старших дошкольников посредством моделирования»

Содержание.

Информация об опыте…………………………………………………................2

Технология опыта………………………………………………………………..10

Результативность опыта…………………………………………………………17

Библиографический список……………………………………………………..19

Приложение к опыту…………………………………………………………….20

РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальномбюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 70«Центре развития ребенка «Светлячок».

В МБДОУ д/с №70 функционируют 8 массовых групп, 2 группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и 2 группы кратковременного пребывания. В нихвоспитываются 271 ребенок с 1,5 до 7 лет.

Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее. Задача развития эколого-краеведческой деятельности по изучению природы и культурного наследия родного края встает сегодня все острее, так как процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год. Почему это происходит? Потому, что не наполнились еще в раннем детстве сердца людей любовью и гордостью к тем местам, где они родились, взрослые не воспитали у детей ответственного отношения к окружающему.

Очевидно, что социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска универсальных способов и средств воспитания гражданственности и патриотизма в новых условиях. Необходимо интегрировать опыт прошлых поколений по эколого-краеведческим, культурно-историческим традициям с новыми подходами воспитания и образования подрастающего поколения. [5. 47.]Воспитательное значение уникальной природы нашего края его чернозёмных богатств, в этом процессе, трудно переоценить.

Экологическая доктрина РФ, которая базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на:
— фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук;
— оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
— признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов;
— учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Региональная экологическая политика в сфере образования, направленная на создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов, даёт необходимый вектор для выбораэколого-краеведческого направления в поиске инновационной деятельности с дошкольниками в этом направлении.

Анализ задач, предъявляемых государством и региональными структурами к воспитанию экологической грамотности личности, способной ценить достижения прошлого и созидать настоящее, помог автору опыта увидеть, что перед педагогами-дошкольниками стоит цель – заложить основы воспитания высококультурного гражданина своей страны, своей малой родины, способного совершенствовать окружающий мир на опыте прошлых поколений.

Автором опыта разработана образовательная система, ориентированная на активное включение старших дошкольников в процесс познания природы, истории города, края и его современной культуры, развитие созидательной направленности личности, которой неприемлемы насилие, жестокость, цинизм. Предлагаются к включению в образовательный процесс инновационные действенные и эффективные формы и методы работы, одной из которых являетсямоделирование. По данной технологии автор опыта предлагает систему включения её в образовательный процесс по эколого-краеведческому направлению. (Приложение №2)

Автор опыта убеждена, что каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: воспитать в детяхсубъектную позицию, научить их бережно относиться к природе своего края, своей Родины. Учитывая всё вышеизложенное, темой опыта была выбрана тема «Формирование основ эколого-краеведческих знаний старших дошкольников посредством моделирования, как действенного фактора познавательной деятельности».

Началом работы по теме опыта стало проведение тестирования, викторин, бесед с целью определить, какие представления имеют дети о природе родного края, уникальных чернозёмных почвах, сельском хозяйстве края, как ко всему этому относятся.Затем детям было предложено нарисовать природу родного края. Также были проанализированы планы прогулок, экскурсий, роль родителей в процессе познания родного края.

Для выявления уровней представлений старших дошкольников оприродеродного края автором опыта использовалась методика Н.Ф.Виноградовой (Приложение №1). В результате проведённых исследований в группе, выявлено, что из 16 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с № 70 г. Белгорода 37,5 % относятся к четвёртому уровню знаний о природе, 25 % к третьему, 18,7 % ко второму, 18,8 % к первому. Это говорит о том, что дети имеют некоторые знания о родной природе, у них частично сформированы нравственные и эстетические чувства по отношению к ней. Условия для организации наблюдений на прогулках созданы, но не всегда подчёркивается перед детьми именно региональный компонент, не в полной мере выделяется то, что характерно только для данной местности.

В дальнейшей работе по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о природе Белгородского края автор видит необходимостьразработать систему НОД, наблюдений за природой, игр, экспериментов с включением моделирования, как эффективного метода познавательной деятельности поуточнению, углублению, расширению знаний детей о родном крае, уникальности его природных богатств. Автор убеждена, что творческое эколого-краеведческое изучение своего края оставит большой след в жизни детей, они с гордостью будут рассказывать о своём крае, и не вырастут равнодушными к своей малой Родине людьми.

Перспективность своей работы автор видит в следующем:

1.Работа с детьми, задачей которой является повышение познавательной активности детей к уникальной природе родного края, к его богатым чернозёмным почвам, и развитию на их основе сельского хозяйства краячерез включение в образовательный процесс универсальных приёмов и методов экологического воспитания, наиболее эффективным из которых, по мнению автора, является моделирование.

2.Взаимодействие с родителями, задачей которого является повышение информационной культуры и уровня их эколого-краеведческих компетенций, а также включение членов семей воспитанников впроцесс эколого-краеведческого воспитания детей, как участников образовательных отношений.

3.Работа с социальным окружением, задачей которой является налаживание связей с экологически дружественными организациями города и края (областнымКраеведческим музеем, кафедрой геологии БГУ, станцией юннатов, фермерскими хозяйствами и др.) для повышения уровня образовательного процесса.

Актуальность перспективность опыта

Нельзя любить то, чего ты не знаешь

Ф.М. Достоевский

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации детей, как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской и правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования подрастающего поколения. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания дошкольника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.[7. 26.]

По планете огромными шагами идет научно-технический прогресс, облегчая человеческую жизнь, развивая цивилизацию и открывая путь к новым вершинам культуры. Данный процесс создает новые человеческие ценности, расставляет иначе жизненные приоритеты. Однако по пути, к сожалению, часто теряются старые, как кому-то покажется, ненужные вещи, мысли, чувства. Житель современного города, скорее всего, с трудом вспомнит что-то из истории родного края, вряд ли расскажет хоть одну старинную легенду, с сомнением опишет местонахождение памятных и ценных мест родного края, особенности его природных богатств. Нельзя сказать, что люди перестали интересоваться историей и не любят тот край, где они живут. Слишком быстрый темп жизни не дает нам задуматься о вечных ценностях и о необходимости любить и оберегать ту землю, где мы живем. Но для того, чтобы любить, нужно еще в детстве учить этому многогранному чувству. «Нельзя любить то, чего ты не знаешь» — слова великого писателя Ф.М. Достоевского подсказывают нам метод работы с подрастающим поколением. Именно знание истории и развития родного края, знания об уникальных богатствах природы способно развить в душе человека привязанность и любовь сначала к малой родине, чтобы перерасти в чувство патриотизма и любви к Родине большой.

Поможет в этом краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведческий материал, близкий и доступный детям, имеет большое значение в расширении кругозора детей. Интерес, возникающий при взаимодействии с природой родного края, побуждает детей получить как можно больше информации о близком им природном окружении, о своей малой родине.[9. 47.] Цель реализации данного опыта — формирование основ экологических знаний и экологического сознания в процессе развития познавательной активности старших дошкольников, в процессевведения их в природное окружение родного края, с использованием инновационного метода — моделирования.

Данный опыт работы актуален для решения задач, поставленные перед дошкольными учреждениями в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых говорится о том, что необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Как нельзя лучше решению этого способствует системная эколого-краеведческая работа, позволяющая организовывать все выше перечисленные сферы детской деятельности в близком и понятном дошкольникам окружающей природе родного края.

Противоречие

Анализ педагогической и методической литературы по экологическому образованию дошкольников позволил выделить основные противоречия в образовательнойсистеме деятельности по приобщению детей к изучению и сохранению природы родного края, как средства воспитания патриотизма и позиции субъекта. Они базируются на возросших требованиях, предъявляемых обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у дошкольников, и недостаточной её теоретической и практической разработанностью. Суть противоречий заключается в следующем:

1. Изучаются отдельные аспекты краеведческого подхода в экологическом образовании дошкольников, но как целостное образование экологического краеведения для дошкольников не исследовалось. Теоретические основы его — цель, принципы, объекты и предмет, источники — не обоснованы.

2. Идеи взаимосвязи усвоения дошкольниками эколого-краеведческих знаний и их общественно полезной деятельности по сохранению и улучшению окружающей природы, ориентации на различные виды деятельностиимеют место в теории экологического образования. Тем не менее, нуждаются в подборе методических средств для комплексной ее организации с учетом инновационных методов эколого-краеведческого познания соответственно возрастным особенностям дошкольников.

3. Краеведческий уровень в исследованиях по экологическому образованию ассоциируется с изучением локальных аспектов экологии, тогда как понятие «край» в краеведении трактуется достаточно широко — от ближайшего окружениядо области. В педагогических целях целесообразно провести структурирование окружающей среды в крае, выделить необходимые и доступные ее сферы для понимания дошкольниками в соответствии с уникальностью природных богатств региона.

4. Не определены пути, какими педагогическим воздействиями должен сопровождаться этот процесс, на каком возрастном этапе дошкольного возраста его следует осуществлять.

Для дальнейшего развития теории и практики экологического краеведения необходимо определить цели, принципы, объекты, предмет, источники, этапы, виды и способы деятельности, сферы, условия и критерии эффективности. Положения концепции должны являться основой для обоснования содержания, форм и методов, средств эколого-краеведческой работы.

Ведущая педагогическая идея опыта

Видится в необходимости преодоления противоречия между потребностями общества в развитии краеведческого подхода в экологическом образовании дошкольников и недостаточностью теоретической и методической базы для осуществления в экологическом образовании дошкольников органичного его компонента — экологического краеведения и выработка наиболее эффективных форм и методов познавательно-исследовательскойдеятельности. Также она заключается во внедрении эколого-краеведческойдеятельности во все формы воспитательно-образовательного процесса с целью повышения уровня сформированности экологическихпредставлений детей старшего дошкольного возраста об уникальной природе родного края и её влиянии на жизнь, культуру и социальную среду.

Также автором опыта преследуется идея созданиянового инновационного пути, который заключается в реализации двух взаимосвязанных и взаимодействующих направлений (краеведческого и экологического). Гдедетская исследовательская деятельность будет основана на методе моделирования.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно, с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2012 года) до момента выявления результативности (март — май 2015года).

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь — ноябрь 2013 года.На начальном периоде проводилась аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания и образования с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап – основной (формирующий) — декабрь 2013- март 2015 гг.На формирующем этапе была проведена апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания старших дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей в процессе познавательной эколого-краеведческой деятельности.
Построение системы по использованию технологии моделирования в эколого-краеведческой деятельности, и при включениисемей воспитанников в поисковую деятельность в природе края.

3 этап – заключительный (контрольный) – март — май 2015 года.Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего включения в образовательный процесс выработанной стратегии эколого-краеведческой деятельности на использовании приёма моделирования; оценка результатов; описание работы.

Диапазон опыта

Диапазон опытаочень широк. Это развивающие ситуации на различных этапах эколого-краеведческой работы, система«НОД – включение материалов во все виды деятельности», «НОД – взаимодействие со специалистами ДОУ», «взаимодействие ДОУ — семья», «образовательная деятельность совместно с социальными экологическими организациями». Применение технологии моделирования в разнообразных видах эколого-краеведческой деятельности всеми участниками образовательных отношений. Опыт может быть использован воспитателями, экологами, педагогами дополнительного образования, родителями при организации работы со старшими дошкольниками по изучению природы родного края.

Теоретическая база опыта

Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль с становлении личности патриота. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

М. Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272

С именами многих русских педагогов, учёных тесно связано становление в дошкольных учреждениях такого направления, как ознакомление с окружающим миром, природой.

Так, В.А. Сухомлинский видел большие возможности эстетического развития. К.Д.Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребёнком и общение с нею. И.Г.Песталоцци отмечал, что природа – это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчиво» относиться к природе. Это неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу». Е.Н.Водовозова отмечала, что наблюдение «создаёт правильное понимание природы, пробуждает живую мысль, вызывает интерес и любознательность у дошкольников».

Интересный опыт использования наблюдений на прогулках, решение вопросов охраны природы представлен в работах Л.М. Маневцевой, П.Г.Саморуковой, Н.А.Рыжовой, где для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: вопросы, обследование, сравнивание объектов, моделирование природных процессов и объектов и т.д.

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, формирование в детях позиции субъекта.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, развить его познавательные навыки и умения, необходимо содержание образования связать с близкой и доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.

Новизна опыта

  • Новизна опыта состоит в разработке автором алгоритма и системы изучения региональных природных богатств и уникальных почв края, и развитие на их основе сельского хозяйства.Использование инновационных форм деятельности свключением в образовательный процесс представителей социальных структур.

Автор строила свою работу на региональном компоненте, так как это позволяет:

üформировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы с использованием метода моделирования;

ü использовать имеющуюся у детейинформацию и опыт детей для того, чтобы они применяли свои знания и умения в разнообразных видах практических действий;

ü создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативной деятельности, в которой каждый ребенок имеет возможность проявлять индивидуальность (что в значительной мере стимулирует его познавательное развитие).

Новизна опыта заключается также и в следующем: — в определении целей и результатов;- в нахождении и использовании инновационных форм и методов, технологийисследовательской и познавательной деятельности в экологическом краеведении для дошкольников (моделирование);- в обогащении жизненного опыта всех участников образовательных отношений в процессе практико-исследовательской деятельности в непосредственном природном окружении родной природы;- вооружение детей бесценным опытом практической деятельности под присмотром педагогов, родителей, социальных партнёров в туристско-краеведческой деятельности с детьми.- в связи с окружающим миром через ознакомление с художественной литературой писателей и поэтов-земляков, развитием на её базе речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной детской деятельности;

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель опыта – Формирование основ экологичо-краеведческих знаний и экологического сознания в процессе развития познавательной активности старших дошкольников, в процессевведения их в природное окружение родного края, с использованием инновационного метода — моделирования.

Данная целенаправленная деятельность выдвигает следующие задачи:

— сохранение нравственно — патриотического здоровья детей, через приобщение их к родной природе, связанных с неюисторическими фактами, культурой родного города, края через инновационные формы педагогической деятельности;

— определение направлений и тем по изучению уникальной природы края через:

— формирование у дошкольников представлений о взаимосвязи плодородия земель и развития сельского хозяйства в крае; о значении, составе и расположении почв Белгородского края; о земледелии края; о выращивании на белгородском черноземе сельскохозяйственных культур и производстве из них продуктов питания, а также умений в возделывании почвы, выращивании сельскохозяйственных зерновых и овощных культур;

— активизацию познавательного интереса детей к изучению всей природы родного края, используя исследовательскую и трудовую деятельность, с включением метода моделирования;

— разработка системы использования метода моделирования, как наиболее эффективного метода познавательно-исследовательской деятельности; — изучения истории, культуры природно-экологического своеобразия региона.

Содержание образования и средств достижения цели

Содержание эколого-краеведческого образования дошкольников должно определяться с учётом возраста детей, развития основных видов деятельности, всестороннего воспитания на лучших национальных традициях и региональных особенностях. Содержание образования должно отражать актуальные экологические проблемы региона и пути их решения, расширять и углублять экологические знания, формировать новое отношение к окружающему миру, реализовать возможности сохранения и приумножения природных богатств края.[8.61.] Именно на этих принципах построена работа над опытом.

При разработке содержания каждого направления эколого-краеведческой деятельности педагогом учитывалось постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определённого материала и т. д.

Важно отметить, что автору опыта необходимо было продумать время и место использования всех методов, приёмов, технологийв системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края. Поэтому подбирались формы работы в соответствии с содержанием, целями и задачами занятий, прогулок, экспериментирования, экскурсиями, игровой деятельностью с позиции их целесообразности, с учетом возраста дошкольников, их интересов.

Принцип подбора форм и методов реализации базировался на убеждениях, что любая деятельность дошкольника должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.

беседы

экскурсии

посещение музеев

конкурсы

презентации

проектная деятельность

педагогические ситуации

составление и изучении схем, карт

наблюдения и экспериментирование

игротеки

встречи с интересными людьми

Практический материал по развитию творческого воображения и формированию способности к наглядному моделированию помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем отражены темы занятий, дидактические игры и другие виды деятельности, которые использовались для достижения цели (Приложение 2).

В основе работы над опытом автором осуществлялся поиск универсальных методов, которые позволяли дошкольникам устанавливать разнообразие пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами в самой природе. Через изучение объектов краеведения: природу, хозяйство, экологию, население, историю и культуру края. (Приложение №3)

В отборе материала для изучения объектов живой и неживой природы подбирались яркие, интересные объекты своего края, с учетом их историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними.

Проведенный опрос дошкольников показал следующее. На вопрос: «Каких животных ты видел?» — дети отвечают, называя животных, которых видели в путешествиях по дальним странам с родителями, по телевизору или на иллюстрациях в книгах, некоторые — в зоопарке, реже — на даче, в лесу. Практически единицы называли птиц, бабочек, обитающих в городах, рядом с ними, особенности почв нашего чернозёмного края, немногие показывали знания о сельском хозяйстве и людях работающих в нём. Поэтому стало крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона его особенностей.

Автор опыта убеждена, что в современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Поэтому самостоятельной поисковой деятельности уделялось особое место. В ходе работы над опытом автор пришла к убеждению, что успешно эти задачи помогает решать методмоделирования, интересный и доступный пониманию дошкольников. Практическое апробирование этого утверждения показало, что целесообразно включать моделированиене только в занятия, прогулки, но ив различные виды игр, такие как дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, творческие ролевые. В процессе познания этопоможет получить ребёнку доступные его пониманию сведения. (Приложение №6)

Автор опыта нашла рациональный подход в разработке и апробировании метода моделирования в эколого-краеведческой деятельности с детьми. Так эффективность данной деятельности доказала организация работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями живой и неживой природы края с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем). (Приложение №9) Успешно использовалась методика и для обучения составлению описательных рассказов, загадок, с использованием опыта ребёнка, ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Работа строилась таким образом, чтобы дети сами подмечали и выделяли их основные свойства, а также объясняли те или иные закономерности природы. При затруднении проблему решали коллективно или с помощью воспитателя. В этой деятельности помогали схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, как следует из работ А.Л. Венгера, позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности. Данная технология показала положительные результаты в ходе проведения НОД, экскурсий, наблюдений, самостоятельнойпоисковой деятельности детей. (Приложение №4,5)

В применении приёма моделирования в образовательном процессе использовались как материалы Интернет ресурсов, так и разработанные самим автором опыта.

В процессе апробирования автором был выработан алгоритм применения методики. (Приложение №2) Стало очевидным, что работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, растениях, животных, временах года. На первых порах при составлении рассказов карточку с описываемым предметом лучше передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы. (Приложение №9)

Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ об объекте природы, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:

Для составления рассказа о растении:

1. Название.

2. Где встречается в природе.

3. Какие условия нужны для роста.

4. Нужна ли ему забота человека.

5. Какую пользу приносит.

6. Нуждается ли в защите.

Для составления рассказа о животных:

1. Кличка.

2. Внешний вид.

3. Место обитания.

3. Поведение (повадки).

4. Что любит есть.

5. Как с ним можно играть.

6. Нуждается ли в защите.

Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но вместо рассказа о реальном, можно предложить составить рассказ о каком-нибудь растении, встречающемся в сказках (аленький цветок, яблоня – из любой, выбранной ребёнком сказки), а вместо животного предложить сказочный персонаж (Мышка-норушка, Серый Волк). Это поможет ребёнку легче перейти к работе среальными объектами близкой и родной природы.

Другим заданием, где использовалась символика в данном виде деятельности, интересны были для детей шифровки различных объектов (домашних и диких, хищных и травоядных животных; рыб, овощей и фруктов). Для выполнения задания сначалавыделялись признаки и свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумывались несложные символические обозначения. (Приложение №9)

Вниманию детей предлагалось несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы материал варьировался, добавлялось обозначения какого-либо признака. (Приложение №8)

Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе края, жизни животных и растений в разное время года большой эффект в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» — детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

«Рассели жителей» — воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Во время работы было замечено, что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадокрешалось множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок — это творчество, доступное практически всем детям.

Для осуществления такого вида задания педагог создала таблицу, которую правильней назвать опорой.

В первом столбце опорой были выбраны слова (или символические изображения), которые заключают в себе смысл: «Какая?», а во втором — «Что такое же?». Например, предположим, решается составить загадку о моркови. Следует заполнить опору:

Какая?

Что такое же?

Длинная

Сосулька

Оранжевая

Апельсин

Хрустящая

Сухарь

Получилась загадка: Длинная — как сосулька,

Оранжевая — как апельсин,

Хрустящая — как сухарь.

Или, например, загадка о снеге. Можно применить опоры:

На что похоже?

Чем отличается?

На вату

Тает

На покрывало

Утюгом не погладишь

На сухарь

Нельзя есть

Получилась загадка: Как вата — но тает,

Как покрывало — но утюгом не погладишь,

Как сухарь — но есть нельзя.

Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

Автором опыта проделана большая работа по систематизации образовательно

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации