Особенности детской виктимности

Автор публикации:
Коломыц Лидия Борисовна
Город (населенный пункт):
г.Владикавказ

Особенности детской виктимности

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

В.Г. Белинский

Изначально понятие «виктимизация» было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.

Понятие социально-педагогической виктимологии было введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека. Особое значение этому направлению социальной педагогики уделил А.В. Мудрик изучая различные категории людей он пришел к выводу, что - реальными и потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать детей мигрантов из региона в регион, из села в город и из города в село, а так же детей родившихся в семьях с низким экономическим, моральным и образовательными уровнями. Но современная жизнь показывает, что реальной жертвой может стать любой ребенок. Причиной этого являются неблагоприятные условия социализации, индивидуальные и возрастные особенности. Наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же процесс и результат такого превращения – виктимизацией.[3.с191]

В настоящее время существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации детей. Среди них можно выделить социальные и феноменологические факторы. Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия - с теми внутренними изменениями в дошкольнике, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, данные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д. ) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Повышенная виктимность детей дошкольного возраста определяется психофизическими особенностями этого возраста - физической слабостью, любопытством, жаждой приключений, доверчивостью, внушаемостью, неумением приспосабливаться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощностью в конфликтных жизненных ситуациях и,конечно положением, которое он занимает в семье.[2.с.95]

Важнейшим проявлением повышенной виктимности детей является также негативное воздействие взрослых на их психику. Известно на примере Чикатило, что насилие в отношении детей трансформируется в насилие среди несовершеннолетних и по мере взросления ребенку грозит криминальное будущее. Другими словами, ребенок становится жертвой негативного воздействия родителей, и приобретает антиобщественную установку личности, а далее, реализуя эту установку, может стать и потерпевшим, и преступником.[1.с 83]

Воспитатели и педагоги должны уделять серьезное внимание профилактике виктимизации детей в семьях. Поскольку жестокость родителей по отношению к своим детям является главной причиной формирования соответствующего поведения у детей. В осетинской семье послушание ребенка признается высшей ценностью воспитания. Такой подход предполагает, что родители всегда и абсолютно во всем правы, они достойны уважения потому, что они родители, а дети не заслуживают уважения­ - просто потому, что они дети. Авторитарный стиль воспитания,по мнению ученых развивает упрямство, которое впоследствии может привести к агрессивным социальным действиям. Чрезмерная непредсказуемость и требования родителей приводят к появлению протеста и возникновению реакции негативизма у ребенка. Он начинает оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля, даже самым разумным. Вместе с этим утрачивает способность различать принуждение и предложение. Появляется упрямство - привычка на все предложения отвечать отказом, неспособность идти на компромисс и сотрудничество. В дальнейшем у такого ребенка ведущей стратегией поведения будет соперничество, проявляющееся в стремлении удовлетворить свои интересы за счет другой стороны.

Педагоги и психологи отмечают резкое огрубление детей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией. Они видят причины проблемного поведения современных детей во внутренней неустойчивости, связанной с половым созреванием; усилением инфантильности, обусловленной стремлением детей освободиться от ответственности за свои поступки и неизбежное состязание в способностях различные конкурсы, олимпиады, экзамены уже в дошкольном возрасте. Жизнь подтверждает, что адаптация к современной жизни требует особых усилий детей .Но не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и долга, агрессивности .

Пример с Чикатило свидетельствует о том , что взрослые преступники, в особенности насильники, в детстве, как правило, сами являлись жертвами жестокого обращения. Впоследствии они переносят этот негативный опыт как на своих, так и, разумеется, на чужих детей. Традиционно угрожающим безопасности детей считается положение в так называемых неблагополучных семьях, характерной чертой которых являются безработица, алкоголизм, наркомания, большое количество детей и плохие жилищные условия.

Но как предотвратить проявление виктимности в семье? Семейное насилие над детьми имеет высокую скрытость от социально-правового контроля. Это объясняется страхом детей перед агрессией родителей и уверенностью, что помощи им ждать не от кого. Чувство страха перед обидчиком, стыда перед друзьями и знакомыми, боязнь осуждения или высмеивания удерживают ребенка от огласки случившегося с ним несчастья. И тут на помощь должен прийти воспитатель. Хороший педагог должен видеть все изменения в поведении ребенка, стать другом, помощником, если надо защитником. Он должен с пониманием относиться к детским бедам и несчастьям, относиться к ребенку с доверием, поступать так, чтобы ребенок ему полностью доверял.

В дошкольном возрасте воспитатель вместе с родителями должен сформировать, воспитывать и развивать в детях данное природой чувство самосохранения. Ребенок никогда не должен стесняться убегать от опасности.

Поэтому, обращаюсь к чувствам всех взрослых, родителей, бабушек, дедушек и призываю всех: воспитывайте и культивируйте в себе и своих детях чувство ответственности. Помните, дети учатся у жизни! Не допускайте, чтобы ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо – успокоить.

В заключении можно дать несколько рекомендаций родителям для профилактики виктимного поведения:

  • 1.Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда»,«Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что - то сделал не так, об этом скажите ему.
  • 2.Никогда не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • 3.Делайте все, чтобы ребенок был привязан к дому, и с радостью возвращался домой со словами «-Как хорошо у нас дома!».
  • 4. Делайте все, чтобы разговоры с детьми не были бедны поэтому чаще общайтесь, читайте хорошие книги с детьми вслух, это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • Таким образом, говоря словами основоположника русской педагогики К.Д.Ушинского для решения проблемы виктимности детей необходимо «Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым и счастливым».

Литература.

1. Андриенко Е.В., Социальная психология – М.: Издательский дом «Академия»,2000.

2. Антонин Ю. М., Ткаченко А. А. Сексуальные преступления; Чикатило и др. – М., 2005.

3.Мудрик А.В., Социальная виктимология – М., 1997.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации