проект по сенсорно-математическому развитию "Разноцветное настроение"

Автор публикации:
Васильева Галина Андреевна
Город (населенный пункт):
г. Тимашевск, Краснодарский край


проект по сенсорно-математическому развитию

«Разноцветное настроение».

Номинация: Ранний возраст

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.

Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста

Образовательные:

1. Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

2. Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

3. Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;

4. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

5. Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы;

2. Развивать мелкую моторику

Воспитательные:

1. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

2. Формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр., которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей.

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности НОД в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр.

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

Проблема.

Проведенный мониторинг по восприятию цвета, наблюдения в повседневной жизни, показали, что 50% детей сильно затрудняются в различении цветов, их назывании…..Причина, как показало анкетирование родителей, в том, что в семье недостаточно внимания уделяется развитию цветовосприятия через использование игровой деятельности детей, дидактическую игру. Поэтому возникла необходимость разработки данного проекта «Разноцветное настроение».

Участники проекта. Дети 1 младшей группы (2-3года), родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта.

Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств.

Задачи проекта.

Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

Формировать полноценное восприятие окружающего мира.

Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.

Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.

Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

Содержание проекта.

I этап: информационно-аналитический.

Включает:

• Мониторинг

• Разработка перспективного плана по сенсорному развитию в 1 младшей группе.

Реализация:

• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;

• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Проведенный мной в начале года мониторинг уровней развития сенсорных
способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития.

В беседе с родителями выяснила, кто занимался с ребенком дома, какие сенсорные эталоны анализировались. Как сами родители оценивают работу с детьми дома.

II этап: творческий.

Включает:

• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

• Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

•Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной образовательной деятельности.

Реализация:

• Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

• Проведение игр и НОД.

III этап: заключительный.

Включает:

Подведение итогов.

Реализация:

Самооценка, выводы.

Ожидаемый результат.

Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).

Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко

Полученный результат.

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию:

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».

2. Дидактическая игра «Оденем ёжика».

3. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки».

4. Дидактическая игра Лото «Цвет и форма».

5. Дидактическая игра «Разноцветные флажки».

Информационные ресурсы.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

2. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

3. Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;

4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;

6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.

7. Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3 лет». «Мозаика-Синтез» 2010.

8. Рещикова С.В., Маханева М.Д. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Издательство: «Сфера» 2008.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации