проект по сенсорно-математическому развитию "Разноцветное настроение"
проект по сенсорно-математическому развитию
«Разноцветное настроение».
Номинация: Ранний возраст
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.
Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста
Образовательные:
1. Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
2. Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
3. Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
4. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
5. Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы;
2. Развивать мелкую моторику
Воспитательные:
1. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
2. Формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр., которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей.
Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности НОД в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.
Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует более пристального внимания к анализу игр по характеру игрового действия. В нашем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр.
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
Проблема.
Проведенный мониторинг по восприятию цвета, наблюдения в повседневной жизни, показали, что 50% детей сильно затрудняются в различении цветов, их назывании…… Причина, как показало анкетирование родителей, в том, что в семье недостаточно внимания уделяется развитию цветовосприятия через использование игровой деятельности детей, дидактическую игру. Поэтому возникла необходимость разработки данного проекта «Разноцветное настроение».
Участники проекта. Дети 1 младшей группы (2-3года), родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта.
Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств.
Задачи проекта.
Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.
Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.
Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
Содержание проекта.
I этап: информационно-аналитический.
Включает:
• Мониторинг
• Разработка перспективного плана по сенсорному развитию в 1 младшей группе.
Реализация:
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;
• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Проведенный мной в начале года мониторинг уровней развития сенсорных
способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития.
В беседе с родителями выяснила, кто занимался с ребенком дома, какие сенсорные эталоны анализировались. Как сами родители оценивают работу с детьми дома.
II этап: творческий.
Включает:
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
•Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной образовательной деятельности.
Реализация:
• Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
• Проведение игр и НОД.
III этап: заключительный.
Включает:
Подведение итогов.
Реализация:
Самооценка, выводы.
Ожидаемый результат.
Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко
Полученный результат.
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию:
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
2. Дидактическая игра «Оденем ёжика».
3. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки».
4. Дидактическая игра Лото «Цвет и форма».
5. Дидактическая игра «Разноцветные флажки».
Информационные ресурсы.
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
2. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
3. Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
4. Немов Р. С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
7. Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до 3 лет». «Мозаика-Синтез» 2010.
8. Рещикова С.В., Маханева М.Д. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Издательство: «Сфера» 2008.