Journal of methodological publications "MEPO"

СМИ Эл № ФС 77-82273

Подходы к выразительности речи и организации театрализованной деятельности в Программах нового поколения для дошкольных образовательных учреждений

Подходы к развитию выразительности речи и организации театрализованной деятельности дошкольников в Программах нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.

Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и т. д., а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной задачей всех Программ нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.

Остановимся более подробно на подходах разных Программ к развитию выразительности речи и организации театрализованной деятельности старших дошкольников.

Программа «Детство». В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» развитие выразительности рассматривается как одно из главных направлений развития речи старших дошкольников. Авторы программы предлагают в качестве средств реализации данной задачи игровую, литературную и театрализованную деятельность.

Рекомендуется использовать в работе со старшими дошкольниками произведения устного народного творчества, т. к. они открывают широкие перспективы для развития выразительности детской речи. Это объясняется такими особенностями устного фольклора, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между «рассказчиком – артистом – автором» и «слушателями – зрителями – участниками», которое делает совместное действо более ярким и выразительным ( ).

Авторы программы считают оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности русские народные сказки, потешки, прибаутки. Именно в данных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребенка.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство». Общими для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А. Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н. А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Программа «Развитие».В программе нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» развитие речи осуществляется в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Рекомендуется проводить эту работу, в основном, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Одна из основных линий этой работы – развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.

Второе направление: освоение средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности; овладение лексической и грамматической культурой; развитие связной и выразительной речи.

Для ознакомления детей со средствами художественной выразительности рекомендуется проводить специальную работу. У детей развивают умение использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные, так и ненаглядные свойства объектов. Кроме того, с детьми проводится работа по ознакомлению их со сравнениями, синонимами и антонимами. Такая работа проводится в форме специальных игр и упражнений или ответов на вопросы (как часть занятия).

Развитие у детей выразительного чтения и рассказывания происходит через заучивание и выразительное чтение отдельных эмоционально насыщенных стихотворений, с одной стороны, и через занятия по драматизации произведений детской художественной литературы, требующих от детей интонационной и мимической выразительности, с другой стороны.

Третье направление: развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения детей.

Кроме того, помимо традиционных разделов работы воспитателя, программа содержит нетрадиционные: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра», — выбор которых осуществляется дошкольными учреждениями самостоятельно.

По нашему мнению, в программе «Развитие» уделяется внимание развитию вербальных и невербальных средств выразительности, но недостаточно раскрыта работа по ознакомлению детей с выразительными средствами языка (метафорой, эпитетами, олицетворением, рифмой, сравнением).

Программа «Радуга». В программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» обучение дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Занятия по разделу «Развитие речи» рассматриваются лишь как часть большой целенаправленной работы дошкольного учреждения по развитию речи детей.

Авторы программы «Радуга» считают, что для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создавать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений. Педагогам рекомендуется, прежде чем что-либо читать детям, внимательно прочитать произведение самим; желательно делать это вслух, отрабатывая интонационную выразительность собственного чтения.

В отличие от других программ в программе «Радуга» выделены задачи, которые необходимо решать педагогам ежедневно. Во-первых, предлагается «много, ярко, искренне рассказывать об интересных событиях, участниками или свидетелями которых вы были». Ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки речи взрослых, и такие рассказы помогают ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.

Во-вторых, предлагается ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных особым языком – литературным. По мнению авторов программы, ежедневное чтение детям оказывает заметное влияние на их речь и поведение, ибо художественная литература – мощнейшее средство развития речи.

Задачи по формированию выразительной речи ставятся, начиная со старшего возраста. Основные пути решения задач: совершенствование просодической стороны речи (темп, высота, тембр, сила голоса); развитие интереса детей к художественной литературе; анализ изобразительно-выразительных средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); привитие чуткости к поэтическому слову; совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений.

По нашему мнению, в программе «Радуга», достаточно полно изложены рекомендации по созданию благоприятствующей развитию детей речевой среды, но не предлагается использование театрализованной деятельности в качестве средства развития речи детей.

Анализ показывает, несмотря на то, что в программе описано содержание предметно-развивающей среды по разделу «Театральная деятельность», этот раздел остается наименее разработанным в системе художественного воспитания дошкольников.

Программа «Из детства – в отрочество». Авторы программы для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет «Из детства в отрочество» исходя из новой социальной ситуации, ищут новые подходы к проблеме речевого развития детей.

По мнению авторов программы, ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определенный, часто достаточно объемный круг речевых навыков и умений, которые в свою очередь имеют собственную динамику развития. Исходя из этого, формулируются основные и частные задачи развития речи детей 4-7 лет.

Так, например, стоит задача создания условий, способствующих активизации детской речи. В дошкольном образовательном учреждении:

в процессе различных видов деятельности (познавательной и изобразительной, театрально-игровой и т. п.) побуждать детей к высказываниям разного типа; вводить в жизнь группы детского сада речевые традиции.

В семье:

рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных и воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности;создавать условия для свободной театрально-игровой деятельности ребенка (переодевание, ряженье);всем членам семьи при общении с ребенком и друг другом следить за правильностью и содержанием речи;создавать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду. Организовывать с детьми посещение театров, концертов; прослушивание грам- и аудиозаписей с литературными произведениями в исполнении чтецов-профессионалов.

Реализация поставленных задач, по мнению авторов программы, позволит родителям совместно с педагогами детского сада получить в итоге высокий уровень речевого развития каждого ребенка и тем самым обеспечить соответствующую подготовку к последующему обучению в школе.

Раздел «Театрализованная деятельность» описан в программе «Из детства в отрочество» достаточно подробно, т.к. авторы программы считают, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, а театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость. Кроме того, особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка.

Авторы программы очень серьезно относятся к вопросам эмоционального благополучия детей, поэтому считают, что в дошкольном детстве театрализованная деятельность должна не дублировать профессиональный театр взрослых, а быть максимально приближенной к игре.

В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла.

Всем детям, независимо от их способностей, должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировках и созданы условия для реализации художественного образа.

Содержание театрализованной деятельности может быть расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу дошкольников. Но, для того чтобы дети могли полноценно развиваться в театрализованной деятельности, в семье и дошкольном учреждении необходимо решить ряд задач.

Хотелось бы более подробно остановиться на этих задачах, т. к. по нашему мнению, они могут служить своего рода ориентиром и для педагогов, работающих по другим программам.

Итак, задачи, которые необходимо решать в семье:

поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности;родителям стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях;регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка;предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль;рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью;рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, кинофильма и т. п.;постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;по желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения;по мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.

В дошкольном образовательном учреждении:

вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т. п.);сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов;способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия;вызывать желание исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги. Побуждать по ходу инсценировки произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа;в доступной форме знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней;научить детей управлению простейшей куклой-марионеткой с применением разнообразных движений (поворота туловища, ходьбы), побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера по ходу спектакля и не заслонять других участников;сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов. Мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развивать двигательное воображение.

Таким образом, анализ существующих образовательных программ «Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество» подводит к выводу, что «театрализованная деятельность» — это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современным требованиям.

Вместе с тем, учитывая значение театрализованной игры в речевом развитии дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи), работа в данном направлении является актуальной.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации