Технологическая модель организации процесса приобщения дошкольника к народной культуре.

Автор публикации:
Белозерова Галия Камиловна, Сарычева Гулчехра Абдувалиевна
Город (населенный пункт):
Пермский край, Александровский район, п.Яйва

Технологическая модель организации процесса приобщения дошкольника к народной культуре.

Цель: Обогащение компетенций в сфере отношений к миру, людям и себе, посредством включения детей в событийность народных традиций и культуры (на примере ознакомления с русским народным календарно - обрядовым праздником «Кузьминки – Встреча зимы»).

Задачи

Обогащать знания и представления детей о содержании, формах, самобытности и ценности народного творчества; знания традиций «Встречи зимы–Кузьминки».

Формировать палитру умений, опосредующих интерес и самостоятельность в воспроизведении образцов народного творчества (в игровой, изобразительной, музыкально-театрализованной и др. видах художественно-творческой деятельности). Обогатить практику переживания чувств: национальной принадлежности, патриотизма, сорадости, прекрасного и т.п.

Способствовать формированию умений «Готовить угощение»; выразительно исполнять произведения малых фольклорных форм; воспроизводить образцы народного творчества (украшение одежды, оформление предметов быта и интерьера и пр.)

Содействовать процессу становления познавательно-эстетического, ценностного отношения к разнообразным формам фольклорного наследия.

Программное обеспечение: ГОС стандарты дошкольного образования, федеральная программа «Детство», Князева О.Л., Махнёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Приоритетные средства реализации задач

Обогащение предметно-развивающей среды: ростовая кукла «Бабушка-хозяюшка», куклы в национальных костюмах Пермского края, подлинные предметы народных промыслов Пермского края и т.п. Функциональные модели организации традиционного крестьянского труда, быта (Мини-изба и т.п.). Обогащение и структурирование содержательного компонента знаний о народной культуре. Традиционная культура родного края; русско-народный, коми-пермяцкий, татарский фольклор.

Любование предметами НДПИ: Золотая хохлома, Голубая гжель, Кунгурское разноцветие, Праздничная дымка и т.д. Лепка по мотивам Кунгурской керамики, составление узоров по мотивам Коми-пермяцких орнаментов национальных костюмов народов Прикамья. Использование многообразных форм выражения отношений к субъекту общения средствами фольклора. Народные хороводные игры «Прялица», «Зимушка»; чтение с движениями. Коми-пермяцкая потешка «Сорока»; русско-народная «Уж ты, зимушка-зима», «Осень, осень, осень» и т.п. Сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушке Варварушке», «Путешествие в осенний лес», «Путешествие в старину» и т.п.

Самостоятельная деятельность детей в организованной предметно-развивающей среде по теме. Образовательная содеятельность педагога с детьми с включением художественного познания. Самостоятельная изодеятельность; музыкально- творческое, позновательно-двигательная деятельность. Ценностное отношение к народной культуре. Погружение в праздничную культуру.

Проблемно-поисковые ситуации (право выбора малой фольклорной формы). Практика переживания-деятельности. Обогащение палитры художественно-эстетических и познавательно-эвристических переживаний. Презентация моделей выражения ценностного отношения(бережно хранить, нарисовать, рассказать о радости праздника).

Результат: Культурно-историческая компетентность в области традиционного труда, быта и семейного уклада народов родного края; способность к элементарному, самостоятельному использованию знаний фольклора в повседневной жизнедеятельности; базис патриотических чувств.

Знают: О временах года и сезонных изменениях в природе, традиции проведения некоторых праздничных действий, культуру родного края, многообразие форм народного фольклора, о народных промыслах.

Умеют: Выразительно исполнять произведения малых фольклорных форм, воспроизводить образцы народного творчества, готовить угощение по бабушкиным рецептам и т.д.

Выражают отношение: В коллективном переживании радости от проведения праздника «Кузьминка». Чувство интереса, красоты, удовольствие от процесса изодеятельности. В переживании познавательно-творческих эмоций перевоплощения (драматизации русских народных сказок, малых фольклорных форм).

Способны самостоятельно: Организовывать музыкально-пластические импровизации на темы народных гуляний и обрядов, народные хороводные подвижные игры и т.п. Воспроизводить образцы народного творчества (в игровой, изобразительной, музыкально-театрализованной и др. видах художественно-творческой деятельности).

Работа с родителями: Повышение компетентности родителей на данную тему. Конкурс «Русские народные игры». Папка-передвижки «Календарно-обрядовые праздники», «Русская старина» и т.п. Помощь родителей в создании книги «Рецепты из бабушкиного сундука», мини-избы и т.д. Активное участие в праздниках.

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации