Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Знакомство со звуком [Й’]"

Автор публикации:
Доронина Валентина Валерьевна
Город (населенный пункт):
г. Алапаевск, Свердловская область

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

с применением пособия по речевому развитию «По дороге к Азбуке»

Знакомство со звуком [Й']

Цель: Формирование звуковой культуры речи у дошкольника.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей со звуком [Й'], с его акустической характеристикой: звук [Й'] − согласный, мягкий.
  • Учить выделять звук [Й'] среди других звуков, определять местоположение звука в слове, читать слова, используя этот звук.
  • Познакомить детей с графическим изображением звука [Й'] − буквы «и краткое».
  • Познакомить детей с условным звуковым обозначением звука [Й'].
  • Учить подбирать слова антонимы к предложенным словам.
  • Закреплять умение детей выкладывать и «читать» слоги с помощью условных звуковых обозначений.

Развивающие:

  • Побуждать детей рассуждать, излагать свои мысли.
  • Развивать фонематический слух детей, память, внимание, умение анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, интерес к своей речи и речи окружающих, доброе отношение к своим товарищам.

Словарная работа: звук, буква, слог, согласный, мягкий.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: карточка с изображением буквы «и краткое»; картинки с условными обозначениями звуков [Й'], [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И]; картинка с изображением хозяина звука [Й']; магнитная доска, магниты; игрушки-персонажи; карточки к игре «Разгадай ребус».

Раздаточный: пособие по речевому развитию детей Бунеева Р. Н. «По дороге к азбуке» (Образовательная программа «Детский сад 2100») по количеству детей, картинки с условными обозначениями звуков [Й'], [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И] – для каждого ребёнка; зеленые карандаши по количеству детей.

Предшествующая работа: дидактические игры «Подберите картинки по схеме», «Прочитай слог».

Ход занятия

I.Повторение (развитие связной речи)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по городу звуков и познакомимся с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Я читаю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то вы хлопаете в ладоши, а если есть ошибка, топаете ногами и мы его исправляем.

  • Телега везет лошадь.
  • Кошка поймала мышку.
  • Пешеход переходит дорогу.
  • За зимой наступило лето.
  • Фонарь освещается улицей.

Воспитатель: Ребята, какую букву вы узнали на прошлом занятии? Какие звуки она обозначает? Чем отличаются звуки [Ф] и [Ф']? Как Ёжик проучил мальчика Филю? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, какие вы знаете гласные звуки, согласные (ответы детей). Молодцы!

Игра «Как тебя зовут»

В разных местах группы разложены обручи – красный (обозначает гласный звук), синий (обозначает согласный твердый звук), зелёный (обозначает согласный мягкий звук). Дети определяют, с какого звука начинается его имя, и подходят к обручу нужного цвета.

Воспитатель: Умницы! А вы хотите узнать, что же приключилось с нашими игрушками дальше? Тогда пройдёмте за столы. Слушайте внимательно (воспитатель читает историю про ёжика, лисёнка и мудрую сову).

II.История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую сову (звуковая культура речи)

Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулся мостик, по которому и пошли наши путешественники.

Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки немного подождали, и уже собрались было отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук: «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, пред ними появился зайчик.

«Ты откуда взялся?» - удивился Ёжик. «Я перепрыгнул с другого берега», − ответил зайчик и пригласил друзей к себе в гости. Он рассказал, что зовут его Айк и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется, прыгая со своего островка то на один берег, то на другой (см. рис. 1 на с. 50). После этого зайчик Айк несколько раз перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких успехов он добился.

Лисёнку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать себя в прыжках, а заодно и удивить своих друзей.

Надо сказать, что Лисёнок не только их удивил, но и ужасно напугал, потому что когда разбежался и прыгнул, то угодил прямёхонько в воду. Сильное течение реки тут же понесло Лисёнка на середину. Хорошо, что зайчик Айк оказался не только хорошим прыгуном, но и пловцом. Он-то и выловил Лисёнка и доставил его на другой берег.

Воспитатель: Ребята, с каким звуком прыгает зайчик? (ответы детей) Сегодня мы поговорим о звуке [Й']. Откройте пособие по закладке и найдите картинку, на которой изображено, как скачет зайчик Айк, она и будет обозначать звук [Й'].

-Найдите на рисунке хозяина домика зайчика и расскажите о звуке [Й'] (ответы детей).

-Почему вы решили, что звук [Й'] – мягкий согласный (ответы детей)?

-Хочу обратить ваше внимание на то, что звук [Й'] – особый согласный звук. Не зря его домик находится на островке между берегом согласных и берегом гласных звуков. Но о том, с кем дружит этот звук, вы узнаете на следующем занятии.

-А сейчас, используя картинки с условными обозначениями звуков [Й'], [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И] попробуем выложить слоги: АЙ-ОЙ-УЙ-ЭЙ-ЫЙ-ИЙ (дети по одному выходят и выкладывают слоги у доски, остальные в это время – на своих местах).

Физкультминутка

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.

Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко.

Прыгай на носках легко!

III. Работа в пособии (рис. 2 с. 51)

Воспитатель: Ребята, каким цветом обозначается звук [Й']? (зелёным, потому что он согласный мягкий).

- Определите, в какой части названия каждой картинки слышится звук [Й'], и закрасьте зелёным цветом соответствующие клеточки (самостоятельная работа, затем вместе проверяем).

Работа в пособии (рис. 5 с. 51)

Воспитатель: Это буква «и краткое» (показать детям карточку с графическим изображением звука [Й']). Какой звук она обозначает?

- Каким цветом вы заштрихуете букву Й? (зелёным)

- На какую букву она похожа? (на букву И)

IV.Итог занятия

Воспитатель: Ребята, что вы узнали о звуке [Й']? Какой буквой он обозначается? Назовите слова со звуком [Й'] (ответы детей).

Просмотр содержимого документа
Скачать файл публикации